Надежда Москаева
Картотека игр по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Образование единственного и множественного числа имени существительного
Игра в мяч «Один – много»
Дерево - деревья, берег – берега, ветка – ветки, лист – листья, трава – травы, береза – березы, река – реки, шишка – шишки, тень – тени, стол – столы, гнездо – гнезда,
лес – леса, почка – почки, вода – воды, роща – рощи, камень – камни, облако – облака, волна – волны.
Отдельно обсудить с детьми такие слова: хвоя, небо, листва.
Игра «Раз хлопок, два хлопок, начинается игра»
Взрослый или ребенок называют любой предмет. Дети с помощью одного или двух хлопков определяют, единственное или множественное число.
Публикация «Картотека игр по речевому развитию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Образование уменьшительной и ласкательной форм имени существительного и имени прилагательного.
Игра в мяч «Назови ласково»
Береза-березонька; трава – травка, травушка; сосна – сосенка, сосёнка, ель – елочка; дерево – деревце; тень – тенечек; пень – пенечек; ветка – веточка; лист – листик, листочек; лес – лесочек; куст – кустик; стебель – стебелек; лепесток – лепесточек; роща – рощица; камень – камешек; галька – галечка; песок – песочек; берег – бережок; река – речка, реченька; вода – водичка; облако – облачко; солнце – солнышко; дождь - дождик; ветер – ветерок, ветерочек.
Игра «Большой – маленький» (показать руками)
Тонкая - тоненькая, толстый – толстенький, легкий – легонький, мягкая – мягонькая, низкий – низенький, длинная – длинненькая.
Образование глаголов.
Игра «Мяч лови, действие назови».
Воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы:
- Что делает (-ют) береза, река, листья, облака, ветви, лес, тень, Дюймовочка, доктор Айболит, Незнайка.
Игра «Куда попал мячик?»
Ребенок бросает мяч в панно (картинки) на стене, называет предмет, в который попал, и действия, которые он может совершать.
Игра «О ком (о чем) можно так сказать?»
Воспитатель называет слова, а дети подыскивают соответствующие предметы на панно, к которым эти слова относятся. Например: «О чем можно сказать: растет, течет, плывет, набухают, качаются, шелестят, блестит, дует, распускаются, ползают, летят, вьют, поют, щебечут, порхают, плавают, плывут, зеленеет?»
Образование падежных конструкций.
Именительный падеж существительных.
Игра «На картинку посмотри и такую же найди»
Ребенку предлагаются репродукции различных картин, на которых есть те же объекты, что и на предметных картинках. Задание: отыскать пары и поставить вопросы: кто? что?
Родительный падеж существительных.
Игра «Любопытный к нам идет, сто вопросов задает»
- Чего не хватает реке, чтобы растаял лед?
- Чего не хватает земле, чтобы зазеленела трава?
- Чего не хватает тучам, чтобы засияло солнце?
- Чего не хватает Буратино, чтобы открыть волшебную дверь?
- Чего не хватает Карлсону, чтобы работал мотор?
- Кого из персонажей нет на картинке, чтобы получилась сказка о Красной Шапочке?
Предложный падеж существительных.
Игра «Кто (что) где живет?»
Дети получают предметные картинки с изображением разных животных, листьев, веток деревьев, цветов. Задание: найти на картине место каждому и назвать его.
Игра «Где что (кто) находится?» (Отвечает тот, кому бросают мяч).
Звери – в лесу. Рыба – воде. Березовые листья -? Сосновая хвоя -? Облака -?
Тени -? Муравьи -? Грибы, ягоды - ?
Игра «На картинку посмотри, одним словом назови, где живут – скажи»
В … водятся: окунь, лещ и щука. Это - …
В … поспели земляника, черника, брусника, Это - …
В … много маслят, лисичек, рыжиков. Это - …
В … живут лиса, медведь, заяц, волк, белка, еж. Это -…
На … слышны голоса соловьев, дроздов, синиц. Это -…
В … растут березы, сосны, ели. Это - …
Игра «Скажи одним словом и назови место обитания»
В … много-много рыб ( дети говорят: косяк).
В … много-много волков – (стая).
В … много-много птиц – (стая).
В … много-много комаров – (рой).
На … много-много листьев – (листва).