Татьяна Васильевна Шинкевич
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“ Найди цветок для бабочки “
Задачи:Познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый, развивать внимание.
Материал:четыре цветка из картона основных цветов, четыре плоскостные фигурки бабочек таких цветов.
Содержание:
Публикация «Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Воспитатель: Бабочки хотят найти " свои " цветы -сесть на такой цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться.
(Воспитатель кладет бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают, бабочку " не видно "- она спряталась).
Воспитатель: теперь помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок.! Воспитатель раздает конверты с маленькими бабочками и просит детей наложить бабочки на цветки такого же цвета. Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, помогли бабочкам. А теперь посадите бабочек так. Чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, желтая бабочка села на синий цветок, теперь ее хорошо видно. (Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах.) В конце игры проводится физкультминутка " Бабочки ".
Воспитатель: Пусть ваши бабочки пока отдыхают на цветочках, а мы пока поиграем.
" Спал цветок и вдруг проснулся (плавно поднять руки вверх). Больше спать не захотел (повернуть голову вправо и влево). Шевельнулся, потянулся (руки на пояс, встать на носочки). Взвился вверх и полетел (маховые движения руками, бег).
(В руках каждого ребенка эмблема “Бабочки” определенного цвета и сесть нужно на цветок такого же цвета. Закрепить у ребенка цвет бабочки и
цветка.
“Собери цветок”
Задачи:Закрепить знания детьми названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев.
Содержание:Воспитатель с детьми рассматривают красивые цветы и картине.
- Давайте соберем на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета: красного и синего. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Вот смотрите — на столе у меня лежит красный цветок. Какую нужно вставить серединку в цветок? Какого цвета? Почему? (Ответы детей обобщаются). Правильно, дети, в красный цветочек нужно вставить красную серединку. А теперь пусть нам Маша соберет синий цветок. (К синим лепесткам цветка ребенок подбирает синюю серединку). Дети, правильно собран цветок?
Затем воспитатель предлагает детям: «Сейчас каждый из вас соберет свои цветы. Когда букет будет готов, мы покажем его кукле. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка). Дети, вы все составили цветы. Букет получился большой, красивый. Теперь давайте ваши цветы соберем у меня на столе. Красивый у нас получился букет?»
“Подбери такой же предмет”
Задачи: Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый, расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям.
Содержание:Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушечный паровоз посмотрите, какой красивый паровоз к нам приехал. Скользко шариков он в вагончиках привез. Что это? (показывает детям красный шарик) Какого цвета шарик? Красный. А этот шарик синего цвета. Лена (имя ребенка, подержи синий шарик. Вот едет машина, она гудит — «би-би-би». А какого она цвета? Машина красная, а это синяя, (воспитатель раскладывает шарики и приговаривает.) В красную машину положу красный шарик, еще один красный шарик положу сюда. В синюю машину положу синий шарик и еще синий шарик. А в зеленую машину какой шарик нужно положить? Иди Коля (имя ребенка, положи в зеленую машину зеленый шарик. Поехала с красными шариками красная машина, теперь поедет синяя с синими шариками. Теперь положим каждый шарик в свой вагончик. В красный — красные шарики, в синий - синий и т. д. Вова (имя ребенка, возьми красный шарик. Какого цвета у тебя шарик? Положи в вагончик такого же цвета. Затем воспитатель перемешивает все шарики и предлагает детям найти желтый, зеленый шарики и положить в соответствующие вагончики.
“Паровозик из Ромашково"
Задачи:Формировать понятие "много", "один"; группировать предметы по цвету.
Материалы: Игрушечный паровозик с вагончиками красного и синего цвета.
Содержание игры:
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал? (Паровозик). Это паровозик из Ромашково. У него много вагончиков? (много). Этот вагончик красного цвета, а этот - синего. (демонстрирует вагончики, затем разъединяет их). Я расцеплю вагончики. Помогите мне собрать красные вагончики в одну сторону, а синие - в другую.
Каждый ребенок получает красный и синий вагончики и под руководством воспитателя сортируют их по цвету. Воспитатель: Какие это вагончики?
- Красные.
- А другие?
- Синие.
Прицепим к паровозику сначала красные вагончики. Возьмите один красный вагончик. Если дети не отвечают, воспитатель называет их сам. Каждый ребенок берет по красному вагончику.
Воспитатель: - Сколько вагончиков у Вики?
- Один.
- Какого он цвета?
- Красного.
Присоедини его к паровозику.
Такая же работа проводится с синими вагончиками. - Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду паровозиком, а вы -вагончиками. Паровоз один, а вагончиков сколько? Много.
Поехали. Чу-чу-чу.
Игры по ознакомлению с формой и величиной
“Гости”
Задачи: Способствовать развитию воображения, моторики, речи, знакомит с понятием «больше - меньше».
Материал: большая кукла, маленькая кукла, предметы кукольной посуды - большие и маленькие (ложки, тарелки, чашки).
Содержание игры:
«К нам пришли гости! Кукла (пусть ребенок придумает имя) и кукла (имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давай их угостим чем-нибудь!». Пусть малыш сам предложит угощение для кукол. Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставить посуду: большой кукле - большие предметы и - наоборот. Если кроха ошибется, помогите ему. «Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая мага, мелкие детали конструктора, пуговицы и пр. Фантазируйте, научите ребенка использовать привычные предметы в новом качестве, Например, обрывки | белой бумаги - манная или рисовая каша, маленький I мячик — яблоко и т. п. Предложите малышу самому разложить яства по тарелкам, при этом замечайте; «Что-то ты этой кукле положил совсем мала, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше».
“Мешок с подарками”
Задачи: Способствовать сенсорному развитию, знакомить с величиной и формой предметов.
Материал:тканевой мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.
Содержание игры:
Возьмите любые крупные предметы: кубик, кирпичик, кольцо от пирамидки, шарик и т. п.
Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что – нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии по 1 – 2 игрушки.
Игры по развитию мелкой моторики
“Поможем бабушке”
Задачи: Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль, воспитывать уважение к старшим.
Материал: катушки большие, окрашенные в разные цвета, к ним привязывают веревочки 70 см и по количеству детей.
Содержание игры:
Ладушки, ладушки
Мы поможем бабушке.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии бабушек и предлагает детям помочь им намотать на катушку нитки.
- посмотрите, дети что это такое? (Показывает катушку. Если дети не называют предмет, то объясняет). Это катушка (желательно иметь катушки большие, разных цветов, а к ней привязана веревочка. Сейчас я буду наматывать веревочку на катушку. Одной рукой держу катушку, а другой наматываю; надо намотать всю веревочку до конца (веревочку вращает вокруг катушки от себя). А теперь размотаю веревочку (берет конец шнурка и вращает его вокруг катушки к себе).теперь попробуйте намотать веревочку сами (каждому ребенку дает катушку).
В конце игры воспитатель благодарит детей за то, что они помогли своим бабушкам намотать пряжу на катушки.
“Маленький аптекарь”
Задачи: Развитие мелкой моторики; уточнение движений пальцев рук; координации.
Материал: маленький поднос с пинцетом, чашкой с бусинами и емкостью с ячейками для них. Бусин в чашке ровно столько, сколько ячеек в емкости. Каждая ячейка должна быть окрашена под цвет соответствующих бусин. Вначале можно использовать больше бусин.
Содержание игры:
Ведущий рассказывает о работе аптекарей, о том как они готовят различные лекарства. Затем показывает, как можно с помощью пинцета перекладывать бусины, и предлагает ребятам самим заполнить ячейки бусинами. Когда емкость окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладывают обратно.
Игру можно усложнить, изменяя размеры бусин и емкости ячеек
“Самодельная мозаика”
Задачи: Способствовать развитию воображения, мелкой моторики, внимания, различать цвета.
Материал: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры:
Вырежьте из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики. Покажите малышу, как из фигурок можно делать картинки : если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; круг и два овала наверху – голову зайца и т. д.
Рисуйте на бумаге схемы предметов, показывайте, как опираясь на них можно выложить ту или иную картинку. Побудите малыша проявлять фантазию и создавать собственные шедевры.
Список литературы
1. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний [Текст] :метод. пособие для воспитателей ДОУ /И. П. Афанасьева: «Детсво - Пресс», 2010.-128с.
2. Галанов А. С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет [Текст] : практическое пособие/А. С. Галанов. – М:Айрис – пресс,2011.-96с.
3. Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013.-№12-с. 72-76
4. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2013. - №2-с. 76-78.
5. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. Науч. Конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд-во молодой ученый. – Чита. 2013. С. * 53-55.
6. Широкова Г. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста : диагностика, игры, упражнения / Г. А. Широкова – Ростов на / Д: Феникс, 2014. – 251с. ; ил. – (Серия «Школа развития»). – Библиогр. : с. 222-223.