Нина Александровна Волкова
Картотека игр и бесед по познавательному развитию «Птицы — наши соседи»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с птицами. Тема 1. Птицы – наши соседи.
Исследование «Птицы, они какие?»
Задачи. Привлечь внимание детей к птицам. Формировать умение детей сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Познакомить детей со способами правильного взаимодействия с птицами. Развивать любознательность детей.
Исследование.
Кто такие птицы?
Чем они похожи?
Как они летают,
По земле гуляют?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
Публикация «Картотека игр и бесед по познавательному развитию „Птицы — наши соседи“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
— Дети, я приглашаю вас вступить в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Кто хочет стать орнитологом?
— Птицы нас всегда привлекают, своим поведением удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие, яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц. Дети, тайны птиц мы разгадаем, что-то новое узнаем. Первое заседание нашего клуба посвящено теме «Птицы, они какие?».
— Задание: наблюдаем за птицами. Выяснить, во-первых, их строение, что есть у птицы. Второе: как птицы передвигаются, что они умеют делать. Дети, задание понятно?
— Дети, я открою вам тайну орнитологов – Правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, что мы узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.
Наблюдение «Воробьи – воробушки».
Задачи. Поддерживать желание детей наблюдать за птицами. Расширять знания детей о воробьях. Формировать умение детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, общую моторику, координацию речи с движением.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите?
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Агния Барто.
— Дети, кто такой воробей?
— Почему вы считаете, что воробей – это птица?
— Чем птицы отличаются от животных?
— Дети, как отличить воробья от других птиц?
— Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защититься. Днём воробьи везде летают, на ночь под крышу дома или на деревьях прячутся. Дети, представьте, что вы превратились в воробьёв.
Весёлые упражнения «Воробьи».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
На ветках берёзы воробьи сидят.
Крепко, крепко спят. Приседаем, закрываем глаза.
Воробышки проснулись, чик-чирик!
Дружно встрепенулись, чик-чирик! Встаём, машем крылышками.
С берёзы слетели, чик-чирик!
Песенку пропели, чик-чирик! Крылышками машем, песенку поём.
«Чик-чирик».
Прыгали, играли, чик-чирик!
Зёрнышки клевали, чик-чирик! Прыгаем на двух ногах.
Наклон вниз, встаём прямо.
Ворону увидали, чик-чирик!
Все дружно улетали. Чив-чив-чив!
Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар».
Воробышки не бойтесь,
Я вас не обижу.
Кто маленьких защищает,
Тот добро совершает! Дети подходят к педагогу.
— Дети, за воробьями наблюдаем, жизнь воробьиную узнаем.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Чтение рассказа. Татьяна Андреевна Шорыгина «Воробей»
(в сокращение).
Задачи. Расширять знания детей о воробьях. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказы о птицах.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Татьяны Андреевны Шорыгиной «Воробей».
Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост тёмно-бурый, крылышки тоже тёмно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зёрнышки и семена растений.
Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека…
Смелые и дружные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остаётся, как улететь прочь.
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него.
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, как выглядит воробей?
Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост тёмно-бурый, крылышки тоже тёмно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая.
Дети, чем питаются воробьи?
Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зёрнышки и семена растений.
Как вы думаете, почему воробьи селятся рядом с человеком?
Почему воробьёв называют смелыми птицами?
Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остаётся, как улететь прочь.
Почему воробьёв называют дружными птицами?
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
Дети, воробьи осенью улетают в тёплые края или нет?
Зиму воробьи проводят рядом с нами.
— Замечательно, дети! За воробьями наблюдайте, интересное замечайте.
Целевая прогулка по участку детского сада «Птицы в нашем городе».
Задачи. Расширять знания детей о птицах. Поддерживать интерес детей к птицам, желание за ними наблюдать. Закреплять представления детей о способах правильного взаимодействия с птицами. Развивать любознательность детей, общую моторику, координацию речи с движением.
Беседа.
— Дети, в путешествие приглашаю, за птицами понаблюдать предлагаю. Не забывайте, что птицы любят прятаться на деревьях. Вспомним правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
Дети е с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на птиц не только на участке, но и за территорией детского сада. Педагог напоминает детям, как зовут птицу, поясняет детям, чем занята птица. Благодарит тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.
После путешествия, на своём участке, педагог беседует с детьми.
— Дети, каких птиц мы часто встречаем в городе?
— Дети, я расскажу вам о голубе. Голубь доверчивая птица, нас она не боится. Голубя сизым называют, тёмно-серые с синеватым отливом перья его украшают. Голуби – дружные птицы, большими стаями по городу летают, друг друга от беды защищают. Питаются голуби различными семенами, зерном, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
Дети, сравним голубя и воробья. Голуби воркуют, а воробьи … (чирикают).
У воробья крылья маленькие, когда он летает, часто ими машет. Голубь крупная птица, с длинными крыльями, поэтому и парит голубь в воздухе, плавно спускаясь на землю. Воробей на земле прыгает в поисках корма, а голубь важно шагает, переваливаясь с ноги на ногу.
Весёлые упражнения «Голуби».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Протянули мы ладошки –
На ладони хлеба крошки. Руки вперёд, ладони вверх.
Прилетали голубки
Смело брали хлеб с руки. Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.
Голубь плавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки, Приседаем, руки в стороны.
Встаём прямо, руки верх, резко вниз.
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки. Кружение на месте.
— Дети, за птицами наблюдаем, что-то новое узнаем.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Чтение стихотворений «Голуби».
Задачи. Расширять знания детей о голубях. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворения. Воспитывать желание заботиться о птицах, кормить их.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворения.
Марина Борина-Малхасян «Голубь».
Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернёт смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек
И зерна немножко.
Ждёт тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели в небо!
Тамара Второва «Голубь…».
Голубь плавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки,
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки.
И воркуя, и кружась
Он танцует венский вальс.
Марк Львовский «Голуби».
Клевали голуби пшено,
Какое вкусное оно,
И есть они хотят опять,
И только сытым не понять!
Вы не гоните голубей,
Им лучше дайте отрубей,
Попить водицы им налей,
И сразу станет веселей!
Когда идёшь ты на прогулку,
Возьми с собой кусочек булки,
Будь добрым, корма не жалей,
Любите, дети, голубей!
Марина Пиудунен «Голуби».
Протянула я ладошку –
На ладони хлеба крошки.
Прилетали голубки
Смело брали хлеб с руки.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб ещё найти к обеду.
Вопросы к детям.
Дети, кто воркует во дворе?
Опишите голубя, какой он?
Чем питаются голуби?
Дети, голуби осенью улетают в тёплые края или нет?
— Чудесно, дети! За голубями наблюдайте, интересное замечайте.
Исследование «Чем птицы питаются в городе?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес детей к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Воспитывать желание детей наблюдать за птицами, не мешая им.
Исследование.
Что любят птицы кушать?
И где находят корм?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Дети, открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили, что…
1. Птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).
2. На голове у птиц …. (клюв и два глаза).
3. Тело птицы покрыто … (перьями).
4. Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.)
— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Орнитологи, задание понятно?
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, что мы узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.
Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют. Есть птицы, которые растительную пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.
Чтение рассказа. Татьяна Андреевна Шорыгина «Ворона»
(в сокращение).
Задачи. Расширять знания детей о воронах. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ о птицах.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Татьяны Андреевны Шорыгиной «Ворона».
Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека. Вороны великолепно себя чувствуют в больших городах. Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.
Помните, как выглядит ворона?
Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны чёрные, а все остальное серое…
Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.
Любят вороны подразнить собак — усядется птица неподалёку от собачьей будки на дерево и начинает громко гавкать: «Гав! Гав! Гав!» Собака рвётся на цепи, заливается лаем. А ворона довольна.
Многие вороны охотно развлекаются: словно малые дети, катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов. Большая стая птиц облюбовала территорию Кремля и попортила золотое покрытие куполов. Люди придумывали разные способы, стараясь прогнать нахальных птиц. Даже завели хищных соколов и ястребов. Но вороны их не испугались. Сбившись в большую стаю, они бросались на сокола и прогоняли его прочь. Тогда кто-то придумал записать на магнитофонную плёнку тревожный вороний крик, предупреждающий птиц об опасности. Это средство подействовало безотказно. Едва вороны заслышали сигнал опасности — тотчас разлетелись!
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, как выглядит ворона?
Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны чёрные, а все остальное серое…
Как каркают вороны?
Дети, чем питаются вороны?
Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны — птицы всеядные.
Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
Дети, вороны осенью улетают в тёплые края или нет?
— Замечательно, дети! За воронами наблюдайте, интересное замечайте.
Исследование «Чем птицы заняты днём?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Закреплять представления детей о способах правильного взаимодействия с птицами.
Исследование.
Птицы всё время летают?
И никогда не отдыхают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Дети, открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили:
1. птицы кушают… (разный корм);
2. корм они находят …. (везде).
— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: чем птицы заняты днём? Орнитологи, задание понятно?
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, что мы узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм.
— Дети, я открою вам тайну птиц. С заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.
Чтение рассказа. Татьяна Андреевна Шорыгина «Сорока»
(в сокращение).
Задачи. Расширять знания детей о сороках. Формировать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ о птицах.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Татьяны Андреевны Шорыгиной «Сорока».
Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха и даже сорока-воровка. Белобока, потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья — чёрные. Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают лесных обитателей об опасности.
Неспроста получила сорока прозвище «воровка» — ведь она очень любит всё яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти кусочки металлической проволоки, блестящую пуговицу, бусинки, а иногда даже чайную ложечку. Ещё называют сороку «лесной газетой»; а про интересную новость говорят: «Сорока на хвосте принесла» …
Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи. В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются поближе к людям — разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Дети, как выглядит сорока?
Белобока, потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья — чёрные. Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела.
Дети, чем питаются сороки?
Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи.
Какие прозвища есть у сороки? Почему?
Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха и даже сорока-воровка. Белобока, потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Неспроста получила сорока прозвище «воровка» — ведь она очень любит всё яркое, блестящее.
Дети, сороки осенью улетают в тёплые края или нет?
В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются поближе к людям — разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.
— Замечательно, дети! За сороками наблюдайте, интересное замечайте.
Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес детей к птицам. Воспитывать желание детей наблюдать за птицами, не мешая им.
Исследование.
Птицы дружат или нет?
Дайте точный мне ответ!
А с людьми они играют,
Или быстро улетают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили:
1. птицы все время двигаются, чтобы… (найти себе корм);
2. с заходом солнышка птицы …. (отдыхают).
— Новое задание: наблюдаем за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Орнитологи, задание понятно?
— Дети, вспомним правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, что мы узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы, например, сороки летают по одному. Все птицы боятся людей.
Беседа «Птицы – наши соседи».
Задачи. Закрепить знания детей о птицах – наших соседях, умение узнавать по внешнему виду и называть птиц. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к загадкам, пальчиковым играм. Развивать мышление, внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога.
Материал к деятельности. Презентация «Птицы – наши соседи».
Беседа.
— Дорогие друзья, я приглашаю вас сегодня в удивительный мир. В мир животных. Мир животных богат и разнообразен. Сегодня мы поговорим о птицах. Птицы живут везде: на холодном Севере и жарком юге, в лесах и степях. Птицы – наши соседи. Они живут вместе с нами в городах и сёлах. Но не все городские жители замечают птиц. Только самые внимательные и наблюдательные люди заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые живут в нашем городе. Дети, как вы думаете, кто такие птицы?
— Птицы – живые, у них есть голова, шея, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Дети, как вы считаете, что умеют птицы делать?
— Птицы умеют летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать и многое другое. Дети, что любят птицы кушать? (ответы детей).
— Поиски пищи основное занятие для птиц. Есть птицы, которые растительную пищу предпочитают – зерно, плоды, семена поедают. Птицы, которые насекомых уничтожают – насекомоядные. Птицы, которые разную пищу поедают – всеядные. Дети, что едят городские птицы?
— Утром, с первыми лучами солнца, птицы вылетают из своих укрытий и начинают поиски корма. Днём птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм. Вечером, с заходом солнца, птицы взлетают на деревья. Ночью птицы спят.
— Дети, кто это?
— Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защитится.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
Агния Барто
— Дети, кто это?
Кто воркует во дворе?
— Дети, кто это?
— Ворона крупная чёрно-серая птица, никого не боится. Мусорные свалки предпочитает, пищу разную там поедает. Ворона умная птица, друзей защищает, врагов прогоняет. Любит ворона развлекаться, с горки кататься, в игры разные играть, людей удивлять. Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица, любит дразнить собак и кошек. Ворона каркает, может подражать смеху людей, лаю собак.
— Дети, кто это?
— Сороку – белобокой называют, у неё чёрные крылья да голова, белые – живот да бока, длинный хвост и крепкий клюв. Сорока быстро, плавно летает, разную пищу поедает. Сороку – воровкой считают, блестящие предметы в гнездо она таскает. Сороку – стрекотухой прозвали, «лесным сторожем» назвали. «Ча-ча-ча» – стрекочет сорока. Громким стрекотанием сорока лесных жителей предупреждает, об опасности сообщает.
— Дети, птиц вспоминаем, загадки отгадаем.
1. Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
Чёрный хвостик и спина.
Голова и та черна.
У неё два белых бока.
Прилетела к нам … (сорока).
2. Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
— Просыпайтесь поскорей. –
Всех торопит … (воробей).
3. Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Важно по двору шагает,
Крошки дружно подбирает.
Ждёт тебя, иди скорей,
Стайка диких … (голубей).
4. Сильная, большая птица
Собак не боится!
В игры играет,
Детей пугает.
Очень важная персона –
Чёрно-серая. (ворона).
— Дети, с птицами играем, на вопросы дружно отвечаем. Кто лишний? Почему?
— Лишний петух, потому что он домашняя птица.
— Сколько прилетело к нам сорок? (Одна сорока).
— Сколько голубей? (Три голубя).
— Сколько ворон? (Две вороны).
— Сколько воробьёв? (Пять воробьёв).
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительное с существительным.
Пальчиковая игра «Птица».
— Дорогие друзья, путешествие завершаем. Наших соседей, птиц, пожалуйста, не обижайте, от беды оберегайте.