Наталья Курцевич
Картотека игр для детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Прятки с игрушками
Цели: развивать внимание и память детей, развивать способность удерживать в памяти определенную цель - искать конкретную игрушку.
Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых детям игрушек.
Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький, названия основных цветов, ищите, спрячь
Ход игры
Публикация «Картотека игр для детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Педагог привлекает внимание детей к новым игрушкам: «У нас гости. Посмотрите, какие игрушки. Что это? А это? После рассматривания игрушек педагог предлагает: «Будем играть с ними. Игрушки будут прятаться, я вы будете искать». Педагог предлагает детям выбрать понравившуюся им игрушку и говорит: «Ты будешь искать мишку и т. п. Что (кого) ты будешь искать?» После этого дети отворачиваются к стене, закрывают глаза или выходят за дверь педагог прячет новые игрушки среди старых, знакомых и затем предлагает детям: «Ищите. Где твоя игрушка?»
Каждый из детей должен найти выбранную им ранее игрушку. Первому нашедшему - приз: наклейка или значок. В конце игры те, у кого больше всех значков, выходят вперед, остальные им аплодируют.
Усложнения:
сначала педагог может показать, как надо искать, затем дети самостоятельно выполняют;
можно выбрать водящих - они будут искать игрушки остальные дети, знающие, куда педагог спрятал игрушки, не должны подсказывать;
одни дети прячут игрушки, другие потом ищут их. Педагог помогает найти место, куда лучше спрятать;
увеличивается число участников игры, следователь увеличивается и количество игрушек.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Послушай и запомни
Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.
Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.
Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом, кто запомнил? повтори.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем называет второе слово - «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд. Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет. Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.
Что изменилось?
Цели: учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.
Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран, салфетка, таблички.
Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?
Ход игры
1. Педагог предлагает детям рассмотреть последовательное из трех-четырех предметов, назвать их, затем ряд на некоторое время (-10-15 сек.) закрывается ширмой, педагог за ней убирает один предмет из ряда. После этого ширма открывается и детям предлагается назвать т предмет, которого не стало («Чего нет? Чего не стало?»). Ребенок устно отвечает. На первых порах можно для ответа использовать такой же ряд предметов, чтобы ребенок мог показать, чего не хватает, чего не стало казать ту игрушку, которую теперь не видит.
2. Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть представлены на фланелеграфе.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Посади огород
Цели: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.
Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.
Листы картона(12х12, разделенные на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки разных цветов - зеленый, желтый, оранжевый, расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).
Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.
Ход игры
Педагог раздает детям карточки, разделенные на клетки, и игрушечные овощи. Затем показывает карточку-образец предлагает соотнести цветные кружки и игрушки, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карточке.
Постепенно количество заданий увеличивается. Можно увеличить количество частей (грядок) в «огороде».
Что сначала, что потом
Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.
Оборудование: набор картинок для игры «Что сначала, что потом» в готовом виде, таблички.
Речевой материал: что сначала? Что потом? Подумай разложи, какая картинка первая? Верно, неверно.
Ход игры
Педагог предлагает детям серии картинок (от двух до шести, которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Педагог проверяет, уточняет, почему так. В начале для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить карточки с расходящейся стрелкой, острый кончик которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся ее концы - над последней. Или, если дети знают цифры, то на полосках с обратной стороны - цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Что это такое?
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.
Оборудование: бумажные круги разных цветов, поло-разной длины, мяч, таблички.
Речевой материал: на что похоже? Что это такое? думай, лови мяч, кати, назови предмет, молодец.
Ход игры
Дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он придумал, затем дети отвечают по очереди. Отвечает тот ребенок, кому педагог покатит мяч. Ребенок довит мяч и называет предмет, на который похож кружок. (Например, красный кружок: яблоко, помидор, шарик, мяч и др.). Затем педагог меняет круг на круг другого цвета, или на полоску. Необходимо поощрять оригинальные ответы.
Дети на прогулке
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.
Оборудование: несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всей группе детей. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка, в руке у которого на зарисованный предмет, таблички.
Речевой материал: мальчик, девочка, несет на прогулку, названия предметов, придумай, скажи, назови, верно.
Ход игры
Педагог показывает детям одну из картинок и говорит «Тут нарисован мальчик (девочка). В руке у него. Что? Я не знаю. Придумайте, что может быть в руке». Например, если на картинке нарисован мальчик с палочкой, то можно сказать, что у него флажок, цветок, шарик («Мальчик идет гулять с шариком, цветком»). Дети по очереди придумывают, педагог следит за тем, чтобы не было повторов. Если дети затрудняются, педагог помогает.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ
Барабан
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.
Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.
Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (предъявляется детям письменно - на табличке).
Ход игры.
Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка.) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут, но не настаивает.
Бубен
Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.
Оборудование: бубен.
Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.
Ход игры
Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).