Елена Холод
Картотека дидактических игр по развитию математических представлений с использованием различных анализаторов
▼ Скачать
Зрительный анализатор.
Д/и «Кто больше запомнит».
Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.
Ход игры: В игре принимают участие несколько детей.
Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
Д/и «Коробочки».
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию математических представлений с использованием различных анализаторов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цели: развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание.
Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мелкие игрушки четырех основных цветов. Педагог показывает 4 коробочки. На дне каждой есть кружок определенного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог открывает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади».
Д/и «Подбери предмет по цвету»
Цели: закреплять умение соотносить цвет - как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета (в зависимости от возраста). В середине карты – стрелка. Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.
Д/и «Подбери предмет по форме».
Цели: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание. Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма». На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.
Д/и «Что в левой, что в правой руке».
Цели: закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрительную память.
Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.
Д/и «Зайка в гости прискакал».
Цели: развивать зрительную память и внимание, ориентировку в пространстве.
Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке : справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должны назвать, как поменял предметы зайка.
Усложнение: предметы можно заменить на геометрические фигуры, на цветные карточки и т. д.
Д/и «Кто куда убежал?»
Цели: развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание, зрительную память.
Ход игры: Дети играют парами. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и 7 разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу, в центре, в правом верхнем углу, в нижнем левом и т. д. Затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: У меня квадрат находится в верхнем правом углу, а у тебя? Прямоугольник у меня наверху между квадратом и треугольником, а у тебя? И т. д. Дети поочередно задают друг другу вопросы. Усложнение: один ребенок закрывает глаза, а в это время другой меняет положение фигур на листе. Открыв глаза, ребенок рассказывает об изменениях.
Д/и «Муха».
Цели: Развивать умение ориентироваться на плоскости по клеткам, активизировать слуховое внимание, зрительное внимание, различать цвета, оттенки.
Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геометрические фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой - мухой. Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз и т. д. Между какими клетками оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д.
Усложнение: можно предложить играть, не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки.
Д/и «Что пропало?»
Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память, предметные представления.
Ход игры: На подставке стоят предметы по любой теме : овощи, животные, посуда и т. д. Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для детей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял».