Марина Ермолаева
Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Название игры : 1. Разминка
Цель: Организация детей перед занятием.
Материалы и оборудование: Без предметов
Ход игры : Дети сидят на стульчиках и поют вместе с воспитателем.
Похлопаем в ладоши, похлопаем немножко,
Похлопаем в ладоши. Очень хорошо (повторить 2 раза)
Все хлопают перед грудью (не раскачивая руками)
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
И пальчики попляшут у маленьких ребят.
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики все равно сидят.
Вращают кистями, медленно поднимают обе руки вверх, и постепенно опуская их до уровня груди.
Публикация «Картотека дидактических игр по музыкальному развитию дошкольников 3–4 лет,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Тук – тук молотком, мы построим птичкам дом.
Тук – тук молотком, поселяйтесь, птички, в нем! (повторить 2 раза)
Стучат правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.
Бум - бум барабан, что за шум и тарарам?
Бум - бум барабан, просыпайтесь по утрам! (повторить 2 раза)
Стучат попеременно по коленям.
Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот какая дудочка!
Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот такая дудочка! (повторить 2 раза)
Имитируют игру на дудке.
По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку (повторить 2 раза)
Произносят шепотом, медленно; ладонями по переменно касаясь колен.
И быстренько, и быстренько 4-6 раз
Быстро хлопают попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.
В конце все говорят «И приехали!» слегка наклоняют голову.
Название игры : 2. «Где мои детки?»
Цель : Развитие звуковысотного слуха.
Материалы и оборудование : Четыре большие карточки, где изображены: курица, утка, гусь и птица.
Маленькие карточки, где изображены: цыплята, утята, гусята и птенчики в клетке.
Ход игры: Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель начинает: «В одном дворе жили курица с цыплятками, уточка с утятками, гусь с гусятами и птица с птенчиками. Поддел сильный ветер. Пошел сильный дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку и поет) : «Где мои утятки, малые ребятки? Кря -кря».
Дети, у которых на карточке изображены утята, поднимают их и отвечают (пропевая) : «Кря – кря, мы здесь».
Воспитатель забирает карточку и продолжает.
Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.
Название игры 3. «Двигаться - отдыхать»
Цель: Выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении (марш, бег, подпрыгивание, состояние покоя).
Материалы и оборудование : Магнитофон
Ход игры : Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Звучит музыкальный фрагмент марша - дети энергично шагают, на спокойную музыку - дети приседают на корточки и подкладывают ладони под щеку, отдыхают. Когда звучит веселая, легкая музыка - дети весело, легко бегут на носочках друг за другом, вновь звучит спокойная музыка - дети отдыхают. Затем раздается игривая музыка - дети подпрыгивают на месте. Игру повторяют несколько раз.
Название игры 4.«Птички и птенчики»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Материалы и оборудование: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки или картинки (3- 4 большие птицы или животного и 3 – 4 птенчика или детеныша)
Ход игры : Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки.
Высокие звуки - дети, которые держат птенчиков или детенышей должны выйти и поставить игрушку, положить картинку на высокую ступеньку, а при низких дети выходят и кладут или ставят больших на низкую ступеньку.
Название игры 5.«Заинька-зайка».
Цель : Учить переключению внимания с метрического акцента на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.
Материалы и оборудование : Колокольчики, изображение кошки и мышек на голову детям, магнитофон.
Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:
Мышки, мышки тихо вы сидите!
По порядку буду звать.
Осторожно выходите,
В колокольчик позвените.
«Кошка» - ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.
Название игры 6.«Прогулка»
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование : Музыкальные молоточки
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку: «Вот мы спускаемся по лестнице» - педагог медленно ударяет по ладони, дети повторяют тотже ритм. «А теперь мы вышли на улицу – светит солнышко, мы обрадовались и побежали. Вот так!» - частые удары. И т. д. смена ритма
Название игры 7. «Кт нам пришли гости»
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование: Игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек. Колокольчик.
Ход игры: Воспитатель говорит что к ним пришли гости и предлагает ребенку сыграть на определенном инструменте. На пример: «Варя, сыграй мне на бубне, а я попляшу». Варя медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя медленно переступает с ноги на ногу.
Название игры 8. «Что делают дети?»
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование : Карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят, вторая половина пустая; фишки.
Ход игры: Детям раздаются по одной карточке. Детям проигрывается знакомое музыкальное произведение (магнитофон, которую знают дети. Тот кто узнал произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.
Название игры 9. «Саночки»
Цель: Ориентировка в пространстве, не наталкиваться друг на друга, слышать темп музыки.
Материалы и оборудование: Магнитофон, записи.
Ход игры : Дети выбирают себе пару (становятся друг за другом) и катают друг друга на «саночках». Тот, кто стоит впереди, подает ручки ребенку (протягивает их за спину, стоящему сзади. Потом дети меняются местами.
Название игры 10. «Игра в имена»
Цель: Работа над развитием ритмического слуха.
Материалы и оборудование: Бубен.
Ход игры: Воспитатель называет свое имя. Прохлопывает по слогам в ладоши и на бубне.
Предлагает желающим детям проделать то же самое, называя свое имя.
Название игры 11. «Прятки»
Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Формировать внимание и выдержку (не обнаруживать раньше времени).
Материалы и оборудование: Платочки, магнитофон. Запись «Пойду ль я, выйду ль я», р. н. м. Игрушка.
Ход игры: Произвольная пляска с использованием знакомых движений. Дети пляшут, размахивают платочки, с окончанием музыки присаживаются на корточки и прячутся за платочки, держа их за верхние уголки. Воспитатель берет в руки игрушку, ходит по залу и поет (на мелодию р. н. п. «Во саду ли, в огороде») :
Я по комнате хожу, деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти,
Где же деток мне найти?
Дети, вы где? Ау!
Дети отзываются: «Мы здесь!», взмахивают платочками и пляшут, кто как хочет.
Игру можно повторить.
Название игры 12. «Тики - так»
Цель: Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.
Ход игры : Педагог показывает детям упражнение. Начинать игру можно медленно, постепенно ускоряя темп.
Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:
(произносит высоким голосом)
Тики – так, тики – так, Указательные пальцы подняты вверх
Так ходики стучат. и ритмично покачивают ими вправо – влево.
(произносит средним голосом)
Туки – так, туки – так, Пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг к другу,
Так колеса стучат. выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе не отрывая
ладоней друг от друга.
(произносит низким голосом)
Туки – ток, туки – ток, Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Так стучит молоток.
Название игры 13. «Мы платочки постираем»
Цель : Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.
Ход игры : Мы платочки постираем, Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрем,
А потом повыжимаем,
Мы платочка отожмем. Выполнять движения «выжимать белье».
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями
Так встряхнем, так встряхнем. вверх – вниз.
А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим белье»
Мы погладим утюгом. Кулачком одной руки по ладони другой.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошки по другой.
И в шкаф положим. Положить руки на колени.
Название игры 14. «Овечки»
Цель : Развивать память, речевую активность детей.
Ход игры: На лугу стоят овечки, Указательные пальчики приложить к голове в области виска и
покачать слегка головой.
Шерсть закручена в колечки Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний,
безымянный, мизинец (выполнять сразу двумя руками).
А играет для овечек Имитировать игру на дудочке.
На свирели человек.
Название игры 15. «Солнышко»
Цель : Развитие чувства ритма, развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, внимание.
Ход игры : Выбирают водящего - солнышко (по считалочке). Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит в кругу, все поют:
Гори, солнце, ярче! Дети водят хоровод
Лето будет жарче,
А зима теплее, Делают поклон и подходят к солнышку.
А весна милее!
Солнце говорит:
- Горячо! Догоняет детей.
Догнав ребенка, дотрагивается, ребенок замирает и выбывает из игры.
Название игры 16. «Пирог»
Цель : Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, играть в команде.
Ход игры : Выбирается водящий по считалочке. Игроки становятся в две шеренги друг напротив друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Играющие поют и показывают движения.
Экий он высокий, Руки поднимают вверх.
Экий он широкий, Руки в стороны.
Экий он мягкий. Руками гладят живот.
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся – уводит к себе в шеренгу, кто опоздал – становится пирогом.
Игра продолжается пока интересно играть. По окончании можно взяться за руки и устроить перетягивание.
Название игры 17. «Почта»
Цель: Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями.
Материалы и оборудование: Фанты.
Ход игры : Игра начинается с переклички водящего с игроками (первый водящий воспитатель).
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города!
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что там танцуют, прыгают, поют и т. д. все играющие должны делать то что сказал водящий. А тот, кто ошибается или плохо выполняет, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий соберет все фанты. Игроки, чьи фанты у водящего, должны выкупить. Водящий придумывает для них задания. Затем выбирается новый водящий.
Название игры 18. «Звучащий клубок»
Цель: Знакомство с долгими и короткими звуками. Учить детей соотносить длину пропеваемого звука с определенной длиной нитки.
Материалы и оборудование : Клубок ярких толстых ниток, ножницы, фланелеграф, бумажные солнышки.
Ход игры : 1. Воспитатель разматывает клубок, тянет нитку и поет: «У –у –у». Звук обрывается - нитка отрезается ножницами и кладется на фланелеграф. Подобным образом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводит пальцем по ниточке, а дети пропевают звук в зависимости от длины нитки.
2. Отрезанные нитки дети берут в руки и становятся в ряд на некотором расстоянии друг от друга. Остальные дети идут за воспитателем цепочкой, каждый проводит по нитке и пропевает звук «у», соответствующий длине веревки.