Светлана Олейникова
Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Тема «Наш любимый детский сад»
Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»
Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.
Дидактическая игра «Опиши по памяти».
Цель: развивать зрительную память у ребёнка.
Дидактическая игра «Где ты находишься»
Публикация «Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Старшая группа
- Темочки
Цель: ориентирование в пространстве.
Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела»
Цель: Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.
Дидактическая игра «Узнай по голосу
Цель: развивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.
Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: развивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с условной меркой.
Тема «Овощи, фрукты»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
Цель: продолжать различать по вкусу овощи.
Дидактическая игра «Выложи по контуру».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом.
Шнуровка «Где живет червячок».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепить предлоги.
Дидактическая игра «Волшебные краски».
Цель: научить детей смешивать краски для получения нового цвета.
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей.
Дидактическая игра «Оживи натюрморт».
Цель: уметь определять на ощупь фрукты.
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Цель: продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.
Тема «Осень»
Дидактическая игра «Разноцветные шарфы».
Цель: учить детей смешивать основные цвета для получения новых
оттенков.
Дидактическая игра «Послушай – угадай».
Цель: развивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве.
Тема «Одежда, головные уборы»
Дидактическая игра «Что из меха, что из фетра»
Цель: развивать зрительное и осязательное восприятие.
Дидактическая игра «Одеваю и снимаю»
Цель: расширить представления детей о сезонных видах одежды.
Тема «Обувь»
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель: развивать логическое мышление и воображения.
Дидактическая игра «Дорисуй деталь»
Цель: закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.
Дидактическая игра «Чей башмак больше»
Цель: закрепление знаний о величине и размере, систематизировать полученные знания.
Тема «Продукты питания»
Дидактическая игра «Волшебные мешочки».
Цель: учить определять на ощупь крупы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать предметы на ощупь.
Тема «Посуда»
Дидактическая игра «Подбери крышку к посуде».
Цель: учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника.
Дидактическая игра «Из чего сделана посуда».
Цель: углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда: металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.
Упражнение «У Федоры в чулане».
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания.
Тема «Домашние животные»
Дидактическая игра «Чья это тень».
Цель: развивать логическое мышление и воображение.
Дидактическая игра «Совмести контурное и силуэтное изображение».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
Тема «Домашние птицы»
Дидактическая игра «Чей голос?»
Цель: воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки, развивать сообразительность, выдержку.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, наглядно – образного мышления, внимания.
Тема «Дикие животные»
Дидактическая игра «Кто такой?» (соедини точки)
Цель: развивать воображение, учить представлять себе животное по их точечной схеме, развивать моторику кисти; умение внимательно следить за расположением точек.
Дидактическая игра «Лесные дорожки»
Цель: уметь зрительно найти дорожку к дому каждого животного, при затруднении можно карандашом провести по лабиринту.
Тема «Зима»
Дидактическая игра «Цветной лёд»
Цель: закреплять представление о взаимосвязи цветов
Дидактическая игра «Зимняя палитра»
Цель: закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.
Тема «Зимующие птицы»
Дидактическая игра «Шерсть, перо, ткань» (на ощупь).
Цель: учить определять на ощупь материалы различной текстуры.
Разрезные картинки «Сложи птицу».
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Тема «Мебель»
Дидактическая игра «На чем человек сидел?»
(Игра – путешествие в прошлое кресла)
Цель: формировать представление о мебели, её функциях и свойствах, качестве материала, из которого выполнено
Дидактическая игра «Новоселье у куклы».
Цель: учить детей понимать схематичное изображение сопоставлять план с пространством.
Тема «Улица. Город»
Дидактическая игра «Найди дорожку к домику».
Цель: познакомить детей с различными линиями, совершенствовать навыки точных действий руки под контролем зрения.
Дидактическая игра «Позвони по телефону».
Цель: формировать представление детей о телефоне – как средстве связи, о правилах общения по телефону с различными людьми.
Тема «День Защитники Отечества»
Дидактическая игра «Сигнальщики».
Цель: усвоение геометрических фигур, классификация размера и цвета.
Тема «8 Марта. Профессии мам»
Дидактическая игра «Узнай маму по голосу».
Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
Цель: закрепить, кем и где работают мамы, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Закрепить употребление винительного падежа имён существительных.
Тема «Весна. Первоцветы»
Дидактическая игра «Листья круглые и овальные».
Цель: учить различать листики по признаку формы (овальные, круглые).
Игра – экспериментирование «Где быстрее наступит весна».
Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
Тема «Рыбы»
Игра-задание «Определи возраст рыбы» (с лупой по чешуйкам).
Цель: учить детей определять возраст рыбы экспериментальным путем, используя оптические приборы. Развивать поисковую активность ребенка, умение анализировать.
Игра – экспериментирование «Дышат ли рыбы».
Цель: установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.
Тема «Растения: деревья, кустарники, травы»
Дидактическая игра «С какого дерева лист».
Цель: закрепить представления об особенностях внешнего вида дерева и их листьев. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.
Игры на ориентировку во времени
«Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
«Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
«Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Игры на ориентировку в пространстве
Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов
«Автогонки»
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.
Игра на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
«Найди игрушки»
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве
«Дорога в школу»
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути