Ольга Галушкина
Карта индивидуального развития ребенка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БАГАЕВСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ «ТЕРЕМОК».
Карта
индивидуального развития ребенка.
Пояснительная записка
Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования (далее - ОПДО) является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации. Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольную образовательную организацию в динамике. Карта индивидуального развития дошкольника разработана в соответствии с:
Публикация «Карта индивидуального развития ребенка» размещена в разделах
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н. Е. Вераксы;
- с основными положениями методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования, Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова.
Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МАДОУ «Золушка». В условиях личностно ориентированного подхода современной педагогики появление подобного инструментария вызвано потребностью осуществления постоянного анализа динамики развития ребенка (познавательной, социальной и психофизиологической граней) в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.
Первичное заполнение карты проводится при поступлении ребенка в ДОО, далее периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель). В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в дошкольном учреждении.
Карта индивидуального развития ребенка заполняется воспитателем ДОО, разделы «Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению», «Психологическая готовность к школе» заполняются педагогом-психологом ДОО. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагога с дошкольниками. На особом контроле педагога должны быть дети, показавшие недостаточный и оптимальный уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.
По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее - ОУ, в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Карта индивидуального развития ребенка передается родителям, когда ребенок выбывает из детского сада.
При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика:
1 -- низкий уровень (Н);
2 – достаточный (средний) уровень (Д);
3 – оптимальный (высокий) уровень (О).
Условные обозначения:
н. г. – начало года
к. г. – конец года.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Фамилия, имя, ребёнка___
Дата рождения___
Дата поступления в детский сад ___
Состав семьи, ее социальный статус___
Мать___
Отец ___
2. ОБЩИЕ АНТРОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
(заполняется мед. работником) на начало/ конец учебного года
Ранний
возраст
(1,5-2 лет) Ранний возраст
(2-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 лет) Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
Рост (см)
Вес (кг)
Группа здоровья
Ведущая рука
3. Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.
Общий эмоциональный фон поведения Наблюдение за ребенком Реакция на
изменение
привычной
ситуации
Познавательная и игровая деятельность Взаимоотношения со взрослым Взаимоотношения с детьми
3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1
Первая неделя
Вторая неделя
Условные обозначения:
Общий эмоциональный фон поведения:
а) Положительный – 3 балла;
б) Неустойчивый – 2 балла;
в) Отрицательный – 1 балл Взаимоотношения со взрослым:
а) Инициативен – 3 балла;
б) Принимает инициативу взрослого – 2 балла;
в) Уход от взаимоотношений, реакция протеста – 1 балл.
Познавательная и игровая деятельность:
а) Активен – 3 балла;
б) Активен при поддержке взрослого – 2 балла;
в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл. Взаимоотношения с детьми:
а) Инициативен – 3 балла;
б) Вступает в контакт при поддержке взрослого – 2 балла;
в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл.
Реакция на изменение привычной ситуации:
а) Принятие – 3 балла;
б) Тревожность – 2 балла;
в) Непринятие – 1 балл.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
2-ой год жизни 3-й год жизни 4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни
н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г
Преобладающий эмоциональный фон
А. Положительный
Б. Ровный, уравновешенный
В. Отрицательный
Адекватность эмоциональных реакций (на замечания, похвалу, конкретную ситуацию)
А. ярко выражена
Б. недостаточно выражена
В. неадекватность
Способность к контролю эмоций
А. выражена
Б. недостаточно выражена
В. не способен контролировать
Агрессивность
А. дружелюбный
Б. агрессивный адекватно ситуации
В. агрессивный в любой ситуации
Тревожность
А. спокойный, уверенный
Б. тревожный
В. возбудимый, присутствует моторное беспокойство
Активность
А. активный
Б. гиперактивный
В. пассивный
Инициативность
А. инициативный
Б. иногда проявляет инициативу
В. безынициативный
Темп работы
А. быстрый
Б. средний
В. медленный
Самостоятельность
А. самостоятельный
Б. нуждающийся в поддержке: в различных видах деятельности, в общении, в быту
Самооценка (может проявляться в чувстве собственного достоинства, самоуважении)
А. адекватная
Б. завышенная
В. заниженная
Потребность в общении с окружающими
А. ярко выражена
Б. на среднем уровне
В. недостаточна
Г. не выражена
Контактность
А. легко вступает в контакт, общительный
Б. контакт и общение затруднен
В. замкнут, необщителен
Конфликтность
А. умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми
Б. конфликты возникают, но редко
В. часто ссорится с детьми
Положение ребенка в группе сверстников
А. лидирующий
Б. выполняет команды и второстепенные роли
В. подчиняющийся
Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе
А. сформированы
Б. недостаточно сформированы
В. не сформированы
Рекомендации по развивающему обучению ребенка :
___
5. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
2-ой год жизни 3-й год жизни 4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни
н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г н. г к. г
Внимание:
А. Устойчивое
Б. Недостаточно устойчивое
В. Неустойчивое
Память:
А. Зрительная
Б. Слуховая
В. Моторная
Г. Смешанная
Д. Без выраженных особенностей
Е. Медленно запоминает и быстро забывает
Ж. Быстро запоминает и забывает
Мышление:
А. Соответствует возрасту
Б. Не соответствует возрасту
Восприятие:
А. Соответствует возрасту
Б. Имеются нарушения зрительного восприятия
В. Имеются нарушения слухового восприятия
• Культурно-гигиенические навыки:
А. Соответствуют возрасту
Б. Недостаточно сформированы
В. Практически не сформированы
Основные трудности в общении:
А. Трудностей нет
Б. Не умеет поддерживать игру
В. Предпочитает быть в одиночестве
Г. Плачет, не идет на контакт
Д. Конфликтен
Темп деятельности:
А. Соответствуют возрасту
Б. Сонлив и вял в течении дня
В. Неравномерный
Г. Работает медленно с невниманием
Д. Темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотичная» и «бестолковая»
Соматическое здоровье:
А. Болеет редко
Б. Часто болеет простудными заболеваниями
В. Имеет хронические заболевания
Г. Плохой аппетит
Д. Долго засыпает и беспокойно спит
Рекомендации по развитию ребенка :
___
6. СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО
(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (ТРАЕКТОРИЯ) РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА) - п. 2.11.1., п. 3.2.3. ФГОС ДО
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ)
Образовательная область ОПДО Ранний возраст
(2-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 года) Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
н. г к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Подпись педагогов
1 -- низкий уровень (Н);
2 – достаточный (средний) уровень (Д);
3 – оптимальный (высокий) уровень (О).
Рекомендации___
Дневник наблюдений
«Проявление индивидуальных особенностей ребенка
при формировании предпосылок учебной деятельности»
(старший дошкольный возраст).
Показатели Старший дошкольный возраст Примечание
5-6 лет 6-7 лет
сентябрь май сентябрь май
1 Наличие познавательных и социальных мотивов учения
2 Умение фантазировать и воображать
3 Умение самостоятельно выполнять задания на основе зрительного восприятия образца
4 Умение ориентироваться на заданную систему требований
5 Умение осознанно подчиняться правилу
6 Умение обобщать
7 Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме
8 Умение общаться со взрослыми и сверстниками
«+» – сформирован
«0» – находится в стадии формирования
«» – не сформирован
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Рекомендации педагога – психолога ___
___
Рекомендации логопеда___
___
Яркие индивидуальные особенности ребенка ___
___
Подпись, расшифровка подписи педагога-психолога ___
Подпись, расшифровка подписи у логопеда ___
Подпись, расшифровка подписи старшего воспитателя ___
Подпись, расшифровка подписи руководителя ДОУ ___ М. П.