Елена Вахрамова
Календарное планирование в средней группе по теме «Семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семья и семейные традиции»
Цель деятельности педагога: расширение представлений детей о родственных связях (дядя, тетя, племянник и т. д., закрепление знаний домашнего адреса, имен и отчеств родителей, формирование интереса к своей родословной, представления о семейных традициях, воспитание стремления радовать старших своими хорошими поступками, уважительно относиться к труду и обязанностям членов семьи.
Пн
Публикация «Календарное планирование в средней группе по теме „Семья и семейные традиции“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Планы
- Средняя группа
- Темочки
Утро Беседа на тему «Мой дом. Моя семья». Цель: расширение представлений детей об истории возникновения семьи, о семейном укладе и традициях.
Рассматривание натюрмортов с осенней тематикой. Цель: расширение представлений о дарах осени и труде взрослых в период сбора урожая.
Упражнение Ксюшу, Диму в образовании форм родительного падежа мн. ч. имен сущ. Прием и осмотр воспитанников.
Утренняя гимнастика. Цель: развитие основных движений.
Подготовка к завтраку. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся». Цель: формирование уважительного отношения к старшим и сверстникам. Игры детей в шашки, шахматы, игры – ходилки с целью развития логического мышления и формирования навыков игры по правилам.
НОД Развитие речи. Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья». Цель: воспитание любви и уважения к членам семьи, развитие умения составлять рассказ по картине. Задачи: закреплять словарь по теме, развивать навыки построения сложных распространенных предложений, согласовывать сущ. с прилагательными в роде, числе, падеже. Способы: чтение стихотворения Я. Акима «Мои родственники», рассматривание сюжетной картины, словарная работа, составление и рассказывание рассказов из личного опыта детей, пальчиковая гимнастика «Моя семья».Средства : магнитная доска, сюжетная картина «Моя семья»,
Лепка «Цветы в вазе для мамы». Цель: совершенствование умения работать с пластилином. Задачи: развивать умение использовать разные способы и приемы работы с пластилином, умение создавать композицию, развивать воображение, самостоятельность. Способы: чтение стихотворения о маме, беседа о семейных традициях, показ способов лепки вазы и цветов, самостоятельная работа детей, итоги занятия. Средства : коробки с пластилином, доски для лепки, стеки, салфетки на каждого ребенка, магнитная доска, схемы-рисунки с показом способов лепки.
Физическое развитие. Цель: развитие основных движений. Задачи: развивать умение выполнять упражнения с малым мячом, тренировать в метании мешочков правой и левой рукой в горизонтальную цель, воспитывать добрые товарищеские взаимоотношения, развивать координацию движений. Роль воспитателя: отслеживание правильности выполнения упражнений, страховка воспитанников при поточном методе организации упражнений, помощь в размещении и уборке оборудования. Способы: вводная беседа, комплекс ОРУ, метание мешочков в горизонтальную цель, п/и «Найди пару». Средства : резиновые мячи малого диаметра, мешочки для метании, кубики двух цветов по количеству детей.
Прогулка Д/и «Пустое место». Цель: уточнение представлений о форме предметов.
Индивидуальная работа с Кириллом, Макаром, Ильёй – «Назови дерево». Цель: уточнение представлений о деревьях, их внешних отличительных признаках, листьях, плодах. Наблюдение за небом. Цель: закрепление представлений о небе и небесных светилах.
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Осень»
Загадывание загадок об осени.
П/и «Пустое место». Цель: развитие физических качеств: ловкости, быстроты.
Труд на участке: смести листья с построек, дорожки вдоль веранды. Цель: Воспитание желания помочь взрослым, получение удовлетворения от результатов труда, развитие моторики руки.
Игры в семью с куклами, колясками. Цель: реализация личного опыта детей в игре, развитие сюжета игры.
Вечер Игра «Кто что услышал?». Цель: развитие наблюдательности, слухового восприятия, умения соблюдать тишину и воспитывать выдержку.
Рассматривание альбома «Моя семья». Цель: воспитание уважительного отношения к родителям, старшим членам семьи.
Составление рассказа из личного опыта «Много у бабушки с нами хлопот». Цель: совершенствование умения составлять короткий рассказ о членах своей семьи. (Маша, Алина)
Гимнастика после сна. Цель: активизация детского организма.
Подготовка к ужину. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Этюды: «Попроси маму о чем либо, чтобы ей захотелось выполнить твою просьбу», «У брата беда – сломался грузовик – утешь его», «Мама расстроена – утешь ее». Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание добрых чувств по отношению к близким. Игра «Путаница». Цель: развитие внимания, выдержки, воспитание чувства товарищества, умения оказать поддержку друг другу.
Вечер прогулка Д/и «Осьминог». Цель: формирование умения работать в команде; развитие ловкости, сообразительности, целеустремленности.
Беседа с Таей, Настей «Что тебе больше всего нравится делать дома?». Цель: формирование понятия «семья», воспитание уважительного отношения к родителям. Наблюдение за вечерним небом. Цель: расширение кругозора, развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; пополнение сведений о небесных светилах; воспитание любознательности.
Загадывание загадок о звездах, небесных светилах.
Знакомство с приметами: ночное небо звездное – будет солнечно, луна в тусклой дымке – к ненастью.
Игры с песком, транспортными игрушками на площадке, развитие сюжета игры «Семья. Поездка на юг».
П/и «Удочка». Цель: развитие прыжков в высоту, координации движений, быстроты реакции.
Труд на участке. Цель: воспитание чувства ответственности за порученное дело. Умения доводить начатое до конца.
Вт.
Утро Д/и «Угадай, кто позвал?» - формировать умение брать на себя роль водящего, организатора игры. Глеб, Вика Л., Кира.
Д/и «Отгадай» - упражнять детей в порядковом счете в пределах 10, в определении места предмета в ряду (Вика Ги., Егор, Даниил).
Прием и осмотр воспитанников.
Утренняя гимнастика. Цель: развитие основных движений.
Подготовка к завтраку. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Дежурство на занятии – организовать применение детьми полученных ранее навыков дежурства. Игры со строительным материалом «Строим дом, в котором мы живем» - формировать способность проводить пространственный анализ знакомой постройки.
НОД Математическое развитие. Тема «Свойства предметов: цвет, размер, форма» (Г. Е. Сычева, №5) Цель: развитие умения определять и сравнивать свойства предметов, развитие навыков объединения предметов в группы в соответствии с заданными свойствами, развитие общей и мелкой моторики. Способы: игровая мотивация, художественное слово, вопросы воспитателя, ответы детей, самостоятельная деятельность, динамическая пауза, графические упражнения. Средства : магнитная доска, сюжетная картинка, набор предметных картинок, набор геометрических фигур, карточки с индивидуальным заданием, простые и цветные карандаши.
Чтение художественной литературы. Тема: «рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице». Цель: формирование морально – этических норм поведения, способности понимать идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь текста с его содержанием. Способы: беседа воспитателя, рассказы детей из личного опыта, чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным», беседа по содержанию, обсуждение прочитанного. Средства : текст рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным», иллюстрации к рассказу, магнитная доска.
Физическое развитие. (на воздухе) Цель: развитие основных движений. Задачи: формировать умение подавать волан ударом ракетки снизу, упражнять в лазании по гимнастической стенке чередующимся шагом, перелезании с пролета на пролет. Роль воспитателя: отслеживание правильности выполнения упражнений, страховка воспитанников при поточном методе организации упражнений, помощь в размещении и уборке оборудования. Способы: вводная беседа, ходьба, бег в разном темпе, эстафета «Принеси кеглю», лазание по гимнастической стенке, п/и «Караси и щука». Средства : кегли, ракетки и воланы.
Прогулка Д/и «Отгадай, что за растение?». Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.
Индивидуальная работа с Алисой, Кристиной, Викой Гр. – «Бросание и ловля мяча от груди». Цель: развитие основных движений, координации, глазомера. Наблюдение за растениями. Цель: уточнение представлений об условиях жизни растений осенью, воспитание любви к природе.
Чтение стихотворения «До будущего лета»
Загадывание загадок о растениях.
П/и «Гуси - лебеди». Цель: развитие физических качеств: ловкости, быстроты.
Труд на участке: совместно с детьми собрать опавшие листья и ветки с участка.
Игры в семью с куклами, колясками. Цель: реализация личного опыта детей в игре, развитие сюжета игры.
Вечер Беседа с детьми о профессиях родителей с целью расширения представлений о семье, о родительских обязанностях. (Алла, Дима, Максим)
Чтение рассказа Н. Носова «Мишкина каша» - познакомить детей с новым литературным произведением. Способствовать пониманию этических норм и правил. Гимнастика после сна. Цель: активизация детского организма.
Подготовка к ужину. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Упражнение «Я все делаю сам» - формировать самостоятельность при одевании и раздевании, уходу за личными вещами, навыки самообслуживания. Самостоятельная деятельность детей в игровом уголке – предложить пополнить игровую зону атрибутами, произвести ремонт игрового материала.
Вечер прогулка Д/и «Отгадайте, что за растение?». Цель: формирование представлений о растениях.
Рассматривание травянистых растений. Цель: помощь в формулировании у детей представления о состоянии растений осенью, об отличии травянистых растений от деревьев и кустарников.
Эмоционально – дидактическая игра «крокодил» - развивать ловкость, наблюдательность, внимание.
Игры с песком, транспортными игрушками на площадке, развитие сюжета игры «Семья. Поездка в лес за грибами».
П/и «У медведя во бору». Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции.
Труд на участке: начать сбор природного материала для уголка природы. Цель: воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения доводить начатое до конца
Ср.
Утро Беседа на тему «Этичные и неэтичные поступки». Цель: формирование навыков культурного поведения дома, в д/саду, в общественных местах.
М/д игра «Запомни – повтори». Цель: формирование умения воспроизводить ритмический рисунок, развивать слуховое восприятие, память. (Таня, Маша, Алина) Прием и осмотр воспитанников.
Утренняя гимнастика. Цель: развитие основных движений.
Подготовка к завтраку. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Беседа «Кухня – не место для игр!» - формировать основы безопасного поведения дома и в общественных местах. Создание игровой ситуации на тему «Семья» - формирование социо – культурных компетенций, умения действовать в каждодневных ситуациях семьянина, определять свою роль в семье, владение культурными нормами поведения.
НОД Развитие речи. Тема «Где живет моя семья» Цель: развитие у детей познавательных умений: анализ, сравнение, обобщение; активизация и расширение словарного запаса детей за счет названий предметов мебели, посуды, комнатных растений; оказание помощи детям в освоении обобщенного значения слов; развитие умения составлять описательный рассказ о своей квартире, развитие объяснительной речи. Способы: воспроизведение и запоминание ребенком своего домашнего адреса, рисование дома и его описание, рассказ о своей квартире, рефлексия. Средства : Д/и «Моя квартира», альбом «Страна, город, дом», предметные картинки, бумага для рисования, цветные карандаши.
Аппликация. Тема: «Петушиная семья» (подгрупповая). Цель: обучение детей сенсорному анализу, развитию мелкой моторики руки, обеспечение правильного восприятия трудовых процессов; формирование способности преобразовывать предметы. Способы: игровая мотивация, объединение детей в подгруппы по интересам, создание игровых композиций, рефлексия. Средства : полоски разных цветов и размеров (для головы, туловища, клюва, гребешка, хвоста, клеенка, клей, кисточка, тряпочка, ножницы.
Музыкальное развитие. Цель: развитие музыкальных способностей на игровой основе. Задачи: развитие ритмических способностей, умения характеризовать различные по темпу мелодии, познакомить с новыми музыкальными произведениями. Роль воспитателя: совместное пение с детьми, показ движений во время проигрыша, организация общего танца, участие в музыкальных играх и всех видах движений с целью активизации воспитанников. Способы: слушание, пение, музыкально – ритмические упражнения, игровое творчество, разучивание распевки, новой песни «Рябинушка».
Прогулка Д/и «Похож – не похож». Цель: способствовать формированию умения сравнивать предметы, находить в них различия и сходства, узнавать предметы по описанию.
Индивидуальная работа с Настей, Глебом– «Скажи наоборот». Цель: расширение словарного запаса за счет слов – антонимов. Наблюдение за паучками. Цель: систематизировать представление о многообразии паукообразных.
Опытно – экспериментальная деятельность: рассмотреть паучка через лупу – способствовать определению особенностей внешнего строения, приспособляемости к среде обитания.
Чтение стихотворения «Паучок»
Загадывание загадок о паучке и паутине.
П/и «Хитрая лиса». Цель: развитие умения быстро реагировать после сигнала.
Труд на участке: оказание помощи воспитателю при уборке цветников. Цель: воспитание желания помочь взрослым, получение удовлетворения от результатов труда, развитие моторики руки.
Самостоятельная двигательная активность детей; игры с мячом, в бадминтон, с обручами – развитие основных видов движений, координации, физической выносливости.
Вечер Д/и «Когда это бывает?» - формировать способность детей определять время года по описанию, по изображению, учитывая особенности погоды, состояние живой и неживой природы, труда людей в природе. (Варя, Кристина, Ксюша)
Беседа «Кто я?» - развитие самосознания детей, формировать умение понимать, какие социальные роли исполняет каждый человек. Гимнастика после сна. Цель: активизация детского организма.
Подготовка к ужину. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Изготовление основы для коллективной работы – рисование элементов природы, фрагментов городского пейзажа. Цель: совершенствование умений детей при работе с бумагой, карандашами и красками. Игра «Путаница». Цель: развитие внимания, выдержки, воспитание чувства товарищества, умения оказать поддержку друг другу.
Вечер прогулка Д/и «Найди предмет такой же формы». Цель: формирование умения работать в команде;
Способствовать запоминанию домашнего адреса Егор, Маша, Дима Наблюдение за погодой. Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, обсудить причины этих изменений, развитие наблюдательности, любви к природе.
Поговорка «Осень – погоды перемен восемь»
Стихи об осени А. Пушкина, А. Фета, Плещеева.
Загадки об осени и осенних явлениях.
П/и «Кенгуру» - развивать прыжки с продвижением вперед, ловкость, быстроту.
Труд: сбор семян, красивых листьев, веточек для поделок из природного материала – способствовать развитию трудовых умений и навыков, желания приносить пользу своим трудом.
Чт.
Утро Упражнять Глеба, Егора, Даниила, в образовании сравнительных прилагательных, составлении словосочетаний.
Д/и «Огонь – друг или враг?» - способствовать развитию логического мышления, умения доказывать свою точку зрения.
Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь» - развитие у детей способности различать характер музыки. Прием и осмотр воспитанников.
Утренняя гимнастика. Цель: развитие основных движений.
Подготовка к завтраку. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Упражнение «Обувная полка» - формировать у детей правильность, последовательность и аккуратность выполняемых действий по самообслуживанию. С/р игра «Пожарные» - усложнение игровой ситуации за счет введения дополнительных ролей, действий в соответствии с сюжетом игры.
НОД Посещение с детьми Учебного Центра подготовки сотрудников МЧС с целью расширения представлений о службе МЧС, о ее сотрудниках, о ежедневном труде и подвиге пожарных и спасателей, о правилах безопасного поведения в быту, в окружающем мире.
Социальный мир. Тема «Мама, папа, я – дружная семья» Цель: воспитание уважения к своим родителям, старшим членам семьи, малышам. Способы: игровая мотивация, вопросы воспитателя, ответы детей, художественное слово, динамическая пауза. Коллективное творчество, рефлексия. Средства : магнитная доска, бумага для рисования, цветные карандаши, сюжетные картинки, фотоальбомы с семейными фотографиями.
Прогулка Д/и «Что это за птица?». Цель: способствовать развитию умения рассказывать о птицах по характерным признакам и по описанию.
Упражнять Настю, Таню в прыжках через скакалку. Наблюдение за поведением птиц. Цель: формирование обобщенного представления о зимующих и перелетных птицах; способствовать различению их по существенным признакам.
Чтение стихотворения «Воробей»
Загадывание загадок о птицах.
П/и «Медведь и пчелы». Цель: развитие умения действовать по сигналу, правильно залазить на гимнастическую стенку, имитировать поведение персонажей.
Труд на участке: смести листья с построек, дорожки вдоль веранды. Цель: Воспитание желания помочь взрослым, получение удовлетворения от результатов труда, развитие моторики руки.
Игры с песком- формировать умение делать устойчивую постройку, используя знания о свойствах песка, развивать воображение.
Вечер Д/и «Умные машины» Цель: закрепление представлений о разнообразии машин, помогающим людям, об их классификации (Максим, Макар, Настя)
Чтение сказки Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» - развитие интереса у детей к художественной литературе, пониманию поступков героев.
Гимнастика после сна. Цель: активизация детского организма.
Подготовка к ужину. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Беседа «Учимся аккуратно пользоваться туалетом» - формирование у детей навыков самообслуживания, правил личной гигиены. Самостоятельная деятельность в уголке Физо – игры и упражнения по выбору детей – продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки.
Вечер прогулка Д/и «Осьминог». Цель: формирование умения работать в команде; развитие ловкости, сообразительности, целеустремленности.
Беседа с Викой Ги., Викой Гр. «Какие у тебя обязанности дома?». Цель: формирование понятия «семья», воспитание уважительного отношения к родителям. Наблюдение за птицами. Цель: расширение кругозора, желания помогать птицам, заботиться о них.
Приметы о птицах
Развитие сюжета игры «Семья. День рождения» - напомнить правила поведения хозяев и гостей, предложить обыграть различные ситуации.
П/и «Волк во рву». Цель: упражнять в быстром реагировании на сигнал, развивать быстроту реакции
Труд на участке. Цель: воспитание чувства ответственности за порученное дело. Умения доводить начатое дело до конца.
Пт.
Утро Наблюдение за птицами из окна – предложить детям назвать птиц, которых они видят из окна, поддерживать интерес к живой природе. Развивать наблюдательность.
Беседа «Моя большая семья» - воспитывать у детей уважительное и заботливое отношение к старшим (бабушкам, дедушкам, знать их имя и отчество. Прием и осмотр воспитанников.
Утренняя гимнастика. Цель: развитие основных движений.
Подготовка к завтраку. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Беседа «Почему важно следить за своим внешним видом?» - рассматривание различных ситуаций с целью подведения детей к выводу о том, что за внешним видом нужно следить. Самостоятельная деятельность в уголке ИЗО – способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, выбору различных изобразительных средств.
НОД Музыкальное развитие. Цель: развитие музыкальных способностей на игровой основе. Задачи: развитие ритмических способностей, умения характеризовать различные по темпу мелодии, познакомить с новыми музыкальными произведениями. Роль воспитателя: совместное пение с детьми, показ движений во время проигрыша, организация общего танца, участие в музыкальных играх и всех видах движений с целью активизации воспитанников. Способы: слушание, пение, музыкально – ритмические упражнения, игровое творчество, разучивание распевки, новой песни «Рябинушка».
Рисование Тема: «Я с мамой и папой иду в детский сад» Цель: способствовать возникновению у детей желания передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закрепление умения рисовать фигуру человека. Передавая различия в величине фигуры взрослого и ребенка. Способы: беседа воспитателя с детьми. Напоминание правил пользования простым карандашом, самостоятельная работа детей, рефлексия. Средства : альбомный лист бумаги, простой карандаш, акварельные краски.
Природный мир. Тема: «Мои домашние животные» Цель: воспитание любви и заботливого отношения к братьям меньшим, различать породы домашних животных и способствовать развитию умения составлять описательный рассказ о них. Способы: викторина, рассматривание фотографий с различными домашними животными, составление рассказов детьми, динамическая пауза, рефлексия. Средства : магнитная доска, фотографии домашних животных.
Прогулка Индивидуальная работа с Глебом, Аллой, Димой – «Назови дерево». Цель: уточнение представлений о деревьях, их внешних отличительных признаках, листьях, плодах. Наблюдение за туманом. Цель: развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Чтение стихотворения из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»
Загадывание загадок о тумане.
П/и «Тише едешь, дальше будешь». Цель: развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выдержки.
Труд на участке: помочь дворнику в уборке листвы. Цель: Воспитание желания помочь взрослым, получение удовлетворения от результатов труда, развитие моторики руки.
Самостоятельная двигательная активность детей: катание на велосипедах, самокатах.
Вечер Д/и «Угадай, что в мешочке» - описать признаки, воспринимаемые на ощупь (Овощи и фрукты) – Алина, Арсений, Кристина.
Создание панно «Я с мамой и папой иду в д/сад» - формирование навыков коллективного труда, художественной деятельности. Гимнастика после сна. Цель: активизация детского организма.
Подготовка к ужину. Цель: формирование навыков культурного поведения за столом.
Разучивание песен «Россия», «Рябинушка», «Осень» - формирование музыкальных способностей, ладового чувства. П/и «Удочка» - совершенствование выполнения детьми основных видов движений.
Вечер прогулка Д/и «Придумай сам». Цель: формирование умения составлять предложения с заданным количеством слов. (Максим, Настя)
Наблюдение за движением облаков. Цель: развивать представления о движении облаков
Загадывание загадок об облаках.
Знакомство с приметами: облака движутся с юга на север – к ненастной погоде; облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.
П/и «Лягушата». Цель: развитие прыжков, координации движений, быстроты реакции.
Труд на участке. Цель: воспитание чувства ответственности за порученное дело. Умения доводить начатое дело до конца.
Катание на велосипедах, самокате, игры с мячом – развитие основных движений.