оля короленко
Календарное планирование в старшей группе
«На улицах большого города» 04.07.2022 – 08.07.2022
Социально-
коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-
эстетическое развитие Физическое
развитие
Задачи:
Закреплять знания о правилах поведения на улице, проезжей части, тротуаре
Способствовать формированию соответствующей модели поведения.
Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Автобус», «Регулировщик и автомобили», «Служба спасения»
Театрализованные игры: «Теремок» (технология ТРИЗ)
-настольно-печатные игры:
Публикация «Календарное планирование в старшей группе» размещена в разделах
«Сигналы регулировщика»; «Угадай транспорт», «Дорожные знаки», «Собери дорожные ситуации», «Дорожный экзамен».
Задачи:
Закреплять имеющиеся знания детей о транспорте, его назначении, о профессиях людей
Закреплять знания о правилах поведения на улице, проезжей части, тротуаре.
Проблемные ситуации: наглядное объяснение понятия «закрытый обзор»
Моделирование: «Помощники на дороге» (модели дорожных знаков, светофоров)
Целевая прогулка к перекрестку (наблюдение за работой регулировщика/светофора, за поведением пешеходов и т. п.)
Дидактические игры «Что изменилось?», «Лабиринты», «Найди по схеме», «Четвертый лишний» Задачи:
Развивать устную речь.
Способствовать развитию фантазии, воображения.
Чтение (слушание) С. Михалков «Бездельник светофор», И. Серяков «Дорожная грамота», В. Головко «Правила движения», Н. Носов «Автомобиль», В. Семеркин «Запрещается – разрешается», О. Бедарев «Азбука безопасности», Ф. Юрмин «Любопытный мышонок»
Словесные игры «Продолжи ряд слов»
Тренинги, проблемные ситуации Задачи:
Закрепление умения изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей, деталей.
Закреплять умение раскрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета…Создавать композицию
Рассматривание репродукций картин.
Рисование «Дорога и тротуар», «Наш город»
Лепка Мой любимый дорожный знак»
Аппликация «Макет города» (коллективная работа,
Дизайн: «Новая форма для сотрудников ДПС» (рисование + коллаж) Задачи:
Упражнять детей в выполнении основных движений.
Развивать силу, ловкость, скорость движений.
Воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма.
Подвижные игры, Хороводные игры Игровые упражнения
Игры-соревнования: «Гонки»
«Удивительный мир насекомых» 11.07.2022 – 15.07.2022
Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
Задачи:
Формировать бережное и осторожное отношение к насекомым.
Развивать стремление к сохранению многообразия мира насекомых
Проблемная ситуация: «Меня укусила пчела»
Беседа: «Осторожно, насекомые!»
«Как вести себя, чтобы не укусили насекомые?»
Сюжетно-ролевые игры «Поход», «Мы – туристы», «Семья»
Задачи:
Расширять представления о многообразии насекомых.
Показать их сходство и отличие на примере (бабочки, жука, муравья и др)
Игры - экспериментирования: с песком, природным материалом «Строим муравейник», улей для пчел
Опыт «Лакомство для муравья»
Наблюдение «Марафон на песке», «Где легче передвигаться: прыгать, ползти, скакать – на песке или в траве?
Наблюдение за насекомыми в группе, на
Проблемные ситуации
«Что будет если исчезнут насекомые?»
Решение логических задач: «Закончи рассказ воспитателя»
Беседа: «Кто такие насекомые?»«Муравьи - санитары леса»«как насекомые предсказывают погоду?»
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых
Задачи:
Тренироваться в умении передавать содержание произведения, составлять портретнуюхарактеристику героя.
Расшипять читательский кругозор.
Чтение (слушание) : «Крапивница и лимонница», «Веселые старушки» стр. 70 - Н. Сладков, «Где её дом?» по Н. Романовой; Е. Алябьева «Интересно все вокруг» «Трудолюбивая пчелка»,Т. Шорыгина «Надоедливая гостья», В. Паспалеева «Пчелка», А. Прокофьев «Кто он?», Е. Алябьева «Лето».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу»
Словотворчество: Сочинительство и отгадывание загадок о насекомых Задачи:
Развитие творческого воображения
Отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы.
Рассматривание репродукций художников Конструирование:
«Строим дом»
Рисование «Самая красивая бабочка» - из личного опыта, «Чернильные пятна и бабочки».
Лепка «Божья коровка»
Аппликация «Бабочки на цветке»
Слушание:
«Марш гусей», «Жаворонок», М. И. Глинка, П. И. Чайковский;
«Песенка о лете»- композитор Е. Крылатов, «Мир похож на цветной луг», «Облака», «Белые кораблики»
Задачи:
Совершенствовать координацию движений
Развивать умения детей показывать образы насекомых через имитационные движения.
Подвижные игры Хороводные игры Игры имитации
«Какое я насекомое?»
«Книжкина неделя» 18.07.2022 – 22.07.2022
Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие
Задачи:
Развивать артистические способности детей в процессе обыгрывание литературных
произведений.
Способствовать воспитанию любви к художественному слову, книге, человеку, сделавшему книгу.
Игровые ситуации «Если бы я был художником, я бы нарисовал…» размышления о смысле пословиц и поговорок.
Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека», «Книжный магазин», «Театральный магазин»
Игры-драматизации по сказке В. Катаев. «Цветик-семицветик»
Театрализованные игры Теневой театр на тему прочитанного
Задачи:
Рассказать детям о художниках-иллюстраторах
Развитие любознательности
Формировать представления о социально – культурных ценностях нашего народа.
Экспериментирование: «Где живет эхо»
Проблемные ситуации «Что случится с книгой, если она намокнет?» «Что делать, если книгу уже нельзя «вылечить» (починить, отремонтировать, заклеить?» - можно использовать иллюстрации в «Театре», для аппликации, составления альбома «Наши любимые сказки»,
«Помоги герою найти свою сказку»
Дидактические игры «Угадай сказку», «Сундук сокровищ» Задачи:
Способствовать развитию свободного общения по прочитанным произведениям
Продолжать знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание на слух текстов художественных произведений.
Формировать владение речью как средством общения и культуры.
Чтение (слушание)
А. Н. Толстой «Буратино»
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Ш. Перро «Золушка»;
Г. Х. Андерсон «Дюймовочка»;
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
Русские народные сказки.
«По щучьему велению» «Царевна-лягушка»,
Рассказывание (пересказывание) «Заяц-хваста», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
Разучивание считалки «На золотом крыльце сидели Задачи:
Посредствам художественных произведений развивать чувство юмора, фантазии, творчества.
Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
Рисование «Мой любимый герой»
Лепка «Животные для сказки»
Аппликация «Сказочный замок»
Слушание:
«Баба Яга», муз. П. И. Чайковский,
«Баба Яга», М. П. Мусоргский
«В пещере горного короля», муз. Э. Григ
Задачи:
Приобретение опыта в упражнениях направленных на развитие таких качеств как координация и гибкость.
• Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук.
Подвижные игры: Сочеванова: «Колобок»; Фомина: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».
Народные (хороводные) игры: Литвинова: «Лошадки», «Кошка и мышка», «Мышка и две кошки», Кошка и мышка в лабиринте», «Медведи с цепью», «Зайцы в лесу», «Зайчик».
Игры с элементами спорта: «Футбольный слалом»
Игры-соревнования: «Кто быстрее соберёт атрибуты к сказке»
«Братья наши меньшие» 25.07.2022 – 29.07.2022
Социально-
коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-
эстетическое развитие Физическое
развитие
Задачи:
Способствовать развитию у детей ответственности перед животными, формировать бережное отношение и правила осторожного поведения с ними.
Проблемные ситуации: Ты заблудился в лесу, кого стоит опасаться из диких животных?
Сюжетно-ролевые игры «Животноводы», «Ветеринарная лечебница».
Беседа:
«Правила поведения с домашними животными»;
«Правила поведения в лесу, если встретил зверя» Задачи:
: Поддерживать у детей интерес к животному миру.
Закрепить имеющиеся представления детей о домашних и диких животных; умение выделять признаки сходства и различия: характерные особенности, характер передвижения, место обитания, питание, способы защиты от врагов.
Показать детям связь изменений в неживой природе жизни животных.
Экспериментирование: «Как маскируются животные», «Свет и тень» - изображаем животных, «теневой театр».
Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) Исследование кусочков меха, кожи сравнение меха и кожи.
Проблемные ситуации «Домашняя кошка попала в лес.»; «У лисенка вырос заячий хвост, у зайчонка вырос лисий хвост».
Беседа:
«О чем поют птицы в лесу летом?»
«Когда животным легко живется?»
Задачи:
Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать по описанию, по части, сравнивать по алгоритму
Развивать умение отгадывать и сочинять загадки
Чтение (слушание) Сказки: «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы, Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоскина», венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
Повести и рассказы: «К. Коровин «Белка», В. Золотов «Белка».
Описательный рассказ:
«Мой питомец»
Театрализация:
«По русским народным сказкам»;
Задачи:
• Создавать сюжетные композиции.
Воспитыватьнавыки коллективной работы
Рассматривание репродукций художников
Рисование: рисование сюжетное «Лиса-кумушка и лисонька-голубушка», декоративное рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»
Лепка лепка из пластилина или соленого теста «Дома – кролик, в лесу – заяц», лепка по мотивам богородской игрушки «Косолапый мишка»
Аппликация Коллективная работа из лепестков цветов «Разные животные», с элементами рисования «Зайчишки – трусишка и храбришка»
Восприятие музыки (слушание) : «Голодная кошка и сытый кот», муз. В. Салманова
Задачи:
Тренироваться в меткости,ловкости, гибкости
Подвижные игры, Хороводные игры
Литвинова: «Лошадки», «Стадо», «Кошка и мышка».
«С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны» 01.08.2022 – 05.08.2022
Социально-
коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-
эстетическое развитие Физическое
развитие
Задачи:
Расширять представления детей о себе, здоровье и здоровом образе жизни.
Д/и, настольные игры «Вредно-полезно» (помочь запомнить правила личной гигиены, «Неболейка» (продолжить высказывание
Тренинги, проблемные ситуации
Сюжетно-ролевые игра «Спортивный магазин»
Задачи:
Способствовать расширению представлений детей об истории олимпийских игр, о летних видах спорта, спортсменах.
Показать детям возможности Санкт-Петербурга для активного отдыха, занятиям спорта (спортивные площадки, спортивные комплексы, дворцы спорта и т. д)
Экспериментирование: «Фонтанчик» «Всасывание воды «грушей», «соломкой»», «Извлечение звуков из стаканов, наполненные разным количеством воды» .
Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) Рассматривание краснофигурных и чернофигурных ваз с росписью, скульптуры
Проблемные ситуации «В каких видах спорта результат зависит от времени»
Дидактические игры «Подбери слова, которые дружат со спортом». Задачи:
Активизация словарного запаса
Развитие фанематического слуха
Чтение (слушание) В. Погрибной Приключение Шашечки и Шахматихи, З. Геци Приключение в шахматном королевстве, С. В. Дадыгин «Богатыри земли русской», Стихи о спорте, спортсменах.
Словотворчество: придумывание спортивных девизов, «кричалок», двигательных загадок,
Задачи:
Развивать творчество и воображение
Закреплять технические навыки и умения
Рассматривание репродукций художников
Рисование «Наездники», «Силачи», «Гребцы», «Краснофигурные и чернофигурные вазы с росписью»
Лепка (изготовление медалей из соленого теста)«Я придумаю себе медаль»
Аппликация Олимпийские кольца
Рисуем на асфальте «Магические фигуры» (нарисовать разные геометрические фигуры, дорисовать их», «Чего не хватает?» (взрослый рисует, например, коня без хвоста, ребенку дорисовать недостающие детали)
Задачи:
Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни посредством приобщения к двигательной культуре, занятиями спортом
Подвижные игры, Хороводные игры
«Лес-наше богатство» 08.08.2022 – 12.08.2022
Социально-
коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-
эстетическое развитие Физическое
развитие
Задачи:
Закрепить правила поведения в лесу «Азбука леса» Показать значимость даров леса для человека.
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе
Беседы:
«Кто прячется в дупле? Как появляется дупло, Почему говорят: «Лес – наше богатство.
Сюжетно-ролевая игра
«Охрана природы», «Поход»
Проблемные ситуации: «Что делать если ты заблудился в лесу?» Задачи:
Способствовать закреплению имеющихся знаний детей о лесе, как экологической системе
Способствовать расширению представлений о профессии лесника и егеря
Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир)
Обследование этажей леса. – ( Ярусы леса:
Проблемная ситуация: «Что было бы, если леса исчезли…», «Что мы сажаем, сажая леса.»;
Беседа:
«Живая и неживая природа»;
«Для чего нужен дождь?»
«Песок и глина»,
«Что такое воздух?»
Дидактические игры Что возьмем в поход» «Что помогает растениям расти?», «Узнаю деревце», «Сравни», «Какой лист?», «Задачи:
Тренироваться в составлении рассказов
Развивать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох
Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Составление рассказа «Мы туристы», «Как мы ходили в поход», «О чем рассказал лес?»
Беседы: «Что такое лес?», «Без чего не бывает леса?»
Чтение (слушание) стихотворения «Сказки русского леса» О. Трушина стр. 172. Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», «В лесу» Н. Саконская, «Праздник леса» С. Я. Маршак стр. 173-175, И. Токмакова «Осинка»,»Дуб», «Сосны», «Ели», Задачи:
Создавать условия для:
ознакомления с жанром пейзажа, на примере изображения леса
Создавать условия для:
развития представлений и воображения детей о содержании картин с помощью приема «вхождения в картину»;
Создавать условия для выражения детьми своих чувств и мыслей при рассматривании репродукций картин;
Рассматривание репродукций картин, изображающих неживую природу;
Задачи:
Развивать быстроту, ловкость ориентировке в игровых ситуациях,быстроту двигательных реакций
Подвижные игры, Хороводные игры Игровые упражнения
Подвижные игры Сочеванова: «Грибник», «Одуванчик»; Фомина: «Медведи и пчёлы», игр. ур) «Собери букет», «Найди пару», «1, 2, 3 – к дереву беги», «Жмурки», «Хитрая лиса»
Народные (хороводные) игры: «Бабка Ежка», «Зайцы и лиса», «Пузырь»
Игры с элементами спорта: городки, баскетбол, бадминтон, футбол
«Огонь-опасная игра» .15.08.2022 – 19.08.2022
Социально-
коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-
эстетическое развитие Физическое
развитие
Задачи:
Формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь запомнить некоторые правила пожарной безопасности.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, осторожности и самосохранения собственного здоровья.
Беседа «Пожарный герой, он с огнём вступает в бой»
Тренинг:
- делаем повязку, смачиваем её водой и дышим через неё;
- очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма;
- в комнате начался пожар, открыты двери и форточка. Как вести себя?»
Дидактические игры Задачи:
Уточнить и закрепить представления детей о пожаре, причинах возникновения пожара, профессии пожарных.
Опыты, игры-экспериментирования: «Почему во время пожара часто происходит взрыв?», «Огонь дышит», «Водой масло не затушишь», «Пожары загрязняют воздух»
Общение: «Огонь добрый, огонь злой», «Стихийные явления природы»
Экскурсия по детскому саду: познакомить с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом, системой оповещения, средствами тушения, эвакуационными выходами и обозначениями по передвижению во время пожара.
Проблемные ситуации: «Что делать, если…», «Как делать нельзя» (из нескольких вариантов выбрать правильные варианты поведения при пожаре)
Задачи:
Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Чтение и общение по прочитанным произведениям: С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар»; Л. Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Дым»; сказка «Как Тимоша царевну спас».
Заучивание стихотворения : «Тревога» М. Лазарева
Дидактические игры Задачи:
Создание условий для применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Рассматривание репродукций художников и иллюстраций
Рисование: по стихотворению С. Я. Маршака «Пожар», «Дорисуй чего не хватает»
Лепка «Пожарный»
Аппликация «Кошкин дом» Задачи:
Воспитывать потребность в двигательной активности; приобщать к физической культуре и спорту.
Развивающая игра:
«Что такое хорошо и что такое плохо»; Чтение художественной литературы: Л. И. Грехова,
«Трава здоровья», в кн. «В союзе с природой»;
«Что нам лето подарило?» 22.08.2022 – 31.08.2022
Социально-
коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-
эстетическое развитие Физическое
развитие
Задачи:
Закрепить правила безопасного поведения летом
Воспитывать бережное отношение к природе.
Игры-драматизации : «Сутеев «Гриб»
Беседа:
«Как узнать ядовитый гриб»;
«Если укусила пчела, шмель», «За что мы скажем спасибо насекомым»
Сюжетно-ролевая игра:
«Грибники»
Игра-путешествие:
«В лес» Задачи:
Закрепить представления о лете.
Развитие познавательной активности
Экспериментирование: во время дождя (в какой сосуд вода больше и быстрее наберется, в каком быстрее высохнет)
Проблемные ситуации : Я хочу чтобы лето не кончалось
Беседа:
«Дары леса»
«Грибы и ягоды»;
«Как правильно собирать грибы».
Развивающая игра
, «Времена года»
Д/ и:
Где ягодка выросла? (Лесные и садовые ягоды»; «Где, что растет» Задачи:
Закреплять навык пересказа,составления рассказов
Совершенствование лексического строя речи
Чтение (слушание) :.
.А Толстой «Роса», Г. Галина «Дождик», О. Григорьев «Какой дождь».
Т. Белозеров «Светлячок», Г. Скребицкий «Еж».,А. Клыков «Лисица», В. Бианки «Кто где живет», Е. Серова «Шмелик», Е. Алябьева «Луговые цветы», Т. Шорыгина «Берез
Обобщающая беседа:
«Летние истории» Отгадывание загадок
Задачи:
Способствовать развитию у детей умение отображать свои впечатления в художественной деятельности
Рассматривание репродукций даров леса.
Рисование:
1. «Летний дождь для людей», «Радуга- дуга», «Волшебные облака».
2. «Птичий двор», «Бабочки на лугу».
Лепка :
2. «Фигурки птиц» (из соленого теста), «Мое любимое животное»
3. «Грибная композиция», «Корзина с фруктами», «Мы в лесок пойдем и грибок найдем».
Аппликация :
1. Коллаж «Летнее небо»
2. «Птицы» (коллективная, «Березки- сестрички» (обрывная)
Задачи:
Упражнять в беге змейкой, врассыпную, приставным шагом. Формировать правильную осанку у детей
Развивать физические качества: ловкость, быстроту, смелость, выносливость.
Подвижные игры, хороводные игры, игровые упражнения