Марина Птицына
Календарное планирование «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление представлений детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
Итоговое мероприятие : викторина «Что мы знаем о перелетных птицах»
Утренняя гимнастика: «Золотой лес» (Планирование на каждый день, сентябрь - ноябрь, стр. 294).
Бодрящая гимнастика: Комплекс 10 «Добрый день!»
Воспитание КГН, навыков самообслуживания: «Как надо заправлять кровать».
Публикация «Календарное планирование „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Планирование, недели
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
Цель: Учить детей заправлять кровать: расправлять простынь, складывать одеяло, заправлять покрывалом, разглаживая складки. Формировать привычку делать все аккуратно.
Работа с родителями: Активизация родителей в работу группы, и развитие позитивных взаимоотношений между д / с и родителями.
Занятия Совместная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа Создание предметно пространственной развивающей среды
Понедельник I половина дня Речевое развитие (Развитие речи) Зимующие птицы
Ц закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах. упражнять в отгадывании загадок;
– учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их
Познавательное развитие
(Окружающий мир)
Перелетные и Зимующие птицы».
Ц: Расширить, закрепить и систематизировать представления о птицах, образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Закрепить умение различать зимующих и перелетных птиц по внешнему виду и называть их.
Художественно-эстетическое развитие (Музыка)
По плану музыкального руководителя Беседа о перелетных птицах.
Моделирующая экологическая игра «Кому пора улетать».
Рассматривание иллюстраций с перелетными птицами.
«Что за птица», «Кто как кричит», «Узнай по описанию», Подбери признак», «Подбери действие».
Знакомство со строением тела птиц, приспособление к зимним условиям обитания.
Беседа по плакату «Покормите птиц зимой» (обсуждение почему птицы остаются зимовать, как помочь им пережить холода и голод).
Изготовление и размещение на участке кормушек.
Д/и «Кто большой,кто маленький» «Сложи из частей», «Найди 5 отличий»
Разговор-размышление «Что делают птицы вечером?» Картинка «Жизнь птиц осенью».
Демонстрационный материал «Перелетные птицы».
Прогулка Наблюдение: за перелетными птицами
Цель: расширять представления о перелетных птицах, воспитывать познавательный интерес к птицам.
Труд: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Конструктивная деятельность: самолеты из природного материала
Индивидуальная работа: Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность.
Исследовательская деятельность: Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус)
Дидактическая игра: «Чьи перья?», «Чьи крылья?» Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные
Подвижная игра: «Гуси-лебеди». Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.
«Найди свой дом». Цели: развивать физические качества, быстроту, ловкость, совершенствовать ориентировку в пространстве.
II половина дня
Воспитание у детей чувства любви и привязанности к малой родине родному дому. Беседа обсуждение - правила культуры отношений с близкими людьми. Пальчиковая игра «Моя семья».
- книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые»,
прослушивание аудиозаписи «Птичьи голоса». Сюжетно-ролевая игра: «Птичья столовая»,
игра на развитие навыков общения: «Назови ласковым именем» (птичьи имена).
Беседа «Формирование экологически безопасного поведения детей при встречах с птицами в природе».
Вечер загадок: отгадывание загадок о птицах.
Прогулка Наблюдение: за ветром
Цель: продолжать учить определять силу ветра, расширять знания детей о неживой природе.
Дидактическая игра: «Назови больше» Цель: подбор прилагательных к существительному «в е т е р»
Исследовательская деятельность: Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? ( С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом. Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Труд: Уборка участка от веток и камней. Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижная игра: «Коршун и наседка». Цели: учить слушать команды воспитателя, развивать внимание.
«Ветер». Цели: закреплять представления о связях в природе, учить внимательно слушать команды воспитателя.
Работа с родителями: Информационный материал «Поделки из природного материала с дошкольниками».
Чтение художественной литературы: В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
вторник I половина дня Познавательное развитие (ФЭМП)
Числа четвертого десятка
Ц - знакомство с названием и записью чисел четвертого десятка 30-35
Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя)
Составление описательного рассказа о перелетной птицы.
Д/и «Чей? Чье? Чья? Чьи?» (клюв ласточки – ласточкин и т. п.).
Д/и «Чем похожи и чем отличаются» (классификация по выбранному признаку».
Ситуативный разговор «Можно ли пугать голубей, сидящих на теплых люках?».
Д/и на словообразование «У сороки белый бок-она белобокая и т. д.»
П/и «Филин и пташки»
Раскрашивание раскрасок по теме
Просмотр презентации «Покормите птиц зимой» «Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
«Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Д/и «Узнай по силуэту».
Театр игрушки «Гуси-лебеди».
Шапочки-маски для инсценировки сказки «Гуси-лебеди».
Прогулка Наблюдение: за листопадом Цель: расширять знания о сезонных изменениях в природе, формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Дидактическая игра: «Один - много» Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И. п. и Р. падежах.
Исследовательская деятельность: Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Конструктивная деятельность: птицы из опавшей листвы
Труд: Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада. Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.
Подвижная игра: «Лиса и зайцы». Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
«Хищник — добыча». Цели: упражнять в установлении связи
«хищник — добыча», развивать быстроту бега, ловкость.
II половина дня
Д / и «Разрезные картинки»
«Телефон», «Улетают – не улетают», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови признаки», «Назови действия», «Кто что ест» - трафареты с изображением птиц.
Знакомство с народным календарем, с упоминанием птиц, обсуждение народных примет.
Д / и «Сложи из частей», «Найди 5 отличий», соедини по цифрам
Прослушивание детских песен про птиц
Прогулка Наблюдение: за камнями Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы. Дидактическая игра: «Что умеют делать птицы?» Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий
Исследовательская деятельность: Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Труд: Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции. Цели: учить трудиться сообща, развивать творческое воображение.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
Подвижная игра: «Камень, ножницы, бумага». Цели: учить внимательно слушать воспитателя, развивать усидчивость.
«Ловкая пара». Цель: учить бросать мяч под углом.
Работа с родителями: В уголок «Советы доктора поместить материал на тему «Витаминные напитки как средство повышения сопротивляемости организма простудам».
Чтение художественной литературы: И. Соколов-Митков «Улетают журавли»
среда I половина дня Познавательное развитие (ФЭМП)
Закрепить понятие угол
Основы геометрии- угол, сторона, вершина. острый, прямой, тупой угол
Художественно-эстетическое развитие (
(Аппликация/конструирование)
Снегирь и синичка
Ц научить детей делать птиц с помощью конструирования из бумаги «оригами»; закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»); продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.
Художественно-эстетическое развитие (Музыка)
По плану музыкального руководителя Опыт «Как летает перышко».
Р/и «Сложи узор» (схемы Утка, лебедь).
Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.
Экспериментирование: «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера».
Д / и «Логические цепочки», «Ералаш»
Речевая игра - «Доскажи словечко» «Скажи ласково» «Четвертый лишний», «Объяснялки», «Один и много»
Заучивание скороговорок дразнилок о птицах
Рассмотреть строение птицы, назвать части, их значение для жизни птицы.
Обсудить, что страшнее для птиц – голод или холод.
Д/и «Телефон», «Улетают – не улетают», «Четвертый лишний» Разрезные картинки: лебедь, утка, кукушка, ласточка.
Набор пластмассовых игрушек «Семья уток» (селезень, утка, утята).
Схема оригами «Лебедь».
Прогулка Наблюдение: за черноплодной рябиной Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины.
Дидактическая игра: «Кто больше назовет перелетных птиц?» Цель: формирование умения называть перелетных птиц
Исследовательская деятельность: Найти отличия смородины от шиповника (сравнение листьев, стебля, плодов).
Конструктивная деятельность: гнезда из веточек
Труд: Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке. Цель: формировать умение и желание работать сообща.
Индивидуальная работа: Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно. Подвижная игра: «Перебежки». Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться.
II половина дня Совместная деятельность логопеда с детьми Д/и «Узнай по описанию», «Назови признаки», «Назови действия», «Кто что ест», «Хвост – хвостище» Рисование птиц с использованием трафаретов
пальчиковая гимнастика «Птицы»;
«Мастерская творчества» пластилинография «Cиничка»
Выкладывание изображения птиц из геометрических фигур
рисование «Птичка клюют рябину»,
Составление простых загадок о птицах
Просмотр презентации «Птицы готовятся к отлету»
«Перелетные птицы»
Прогулка Наблюдение: за шиповником Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником -шиповником.
Дидактическая игра: «У кого кто?» Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р. п. мн. числа
Исследовательская деятельность: Рассмотреть листья шиповника и сравнить их с листьями черноплодной ряины. Чем отличаются, чем схожи?
Труд: Уборка участка. Цели: учить выполнению трудовых действий, приучать работать в коллективе.
Индивидуальная работа: Общеразвивающие упражнения.
Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.
Подвижная игра: «Лесные тропинки». Цель: разнообразить движения в зависимости от условий.
Работа с родителями: Раздать стихотворения и слова к осеннему празднику, попросить родителей выучить их с детьми дома.
Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
четверг I половина дня Речевое развитие (Грамота)
Звук [Е], буква Е Шумаева стр. 138
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Зимующие птицы
Ц закрепить способы передачи пропорций частей птицы, передача характерных признаков цветом; закреплять умение выстраивать изображение из составных частей
Совместная деятельность логопеда с детьми
Физическое развитие
Активные игры на прогулке Рассказ о Ленинградском зоопарке (его значение для жителей города, профессии людей, работающих в зоопарке).
Ситуативный разговор, что может случиться с людьми, которые одеваются не по сезону».
С/р игра «Поликлиника».
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест?», «Пазлы», «Кто живет в лесу?»,
Просмотр презентации «Перелетные птицы», «Как птицы готовятся к зиме», «Зимующие птицы»
Д / и «Перепутанные контуры», «Что перепутал художник» «Узнай по силуэту».
Моделирующая экологическая игра «Кому пора улетать». Репродукция картины А. А. Рылова «В голубых просторах».
Раскраска «Перелетные птицы».
Прогулка Наблюдение: за ивой осенью Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.). Дидактическая игра: «Назови одним словом» Цель: формирование умения образовывать сложные слова
Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.) Конструктивная деятельность: гнездо из песка и листев
Труд: Сбор листьев для изготовления поделок Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.
Индивидуальная работа: Прыжки со скакалкой.
Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.
Подвижная игра: «Перелет птиц», «Охотники и звери». Цели: упражнять в беге через разные препятствия, развивать ловкость.
II половина дня Лес в жизни человека» Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Уточнить представления о правилах поведения в лесу.
Рассматривание иллюстраций с перелетными птицами
экспериментирование «Исследование птичьего пера».
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Кто что ест?», «Пазлы», «Кто живет в лесу?», Д/и «Кто как кричит», «Определи местоположение» Вырезывание силуэтов птиц
Пальчиковая гимнастика "Осень"
«Пословицы и поговорки о зимующих птицах» (малые фольклорные формы) – обсуждение
Презентация «Зимующие птицы»
Прогулка Наблюдение: за грузовым транспортом
Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в образовании антонимов
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева
Цель: обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет
Труд: Уборка опавших листьев. Цели: приучать доводить начатое дело до конца, воспитывать аккуратность, ответственность.
Индивидуальная работа: Ходьба по бревну. Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.
Подвижная игра: «Защити товарища», «Стой — беги». Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками, учить действовать по сигналу, развивать ловкость.
Работа с родителями: Консультация «Гиперактивные дети. Синдром рассеянного внимания».
Чтение художественной литературы: «Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
пятница I половина дня Познавательное развитие (Познавательные действия/Природа)
Берегите журавлей-
Ц Познакомить с внешним видом журавля (окраска, строение конечностей, клюва, питанием, движением и образом жизни. Дать понятие - заповедник
Закрепить знания о перелетных птицах, о причинах их отлета в теплые края
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Лебеди на озере»
Ц - выполнять изображение птицы по показу комбинированным способом.
Физическое развитие
(Физическая культура по плану
физ. Руководителя Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» из серии П. И. Чайковского «Времена года»
-Д. у. «Придумай слова рифмы «летел-сел»». Упражнять слуховое внимание
Д / и «Это правда или нет?»
Цель: развивать логическое мышление.
игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развивать фразовую речь.
Беседа «Могут ли девочки принимать участие в играх мальчиков? (гендерное воспитание)
Словесные игры: «Назови ласково», «Назови детёныша». «Один-много», «кто как говорит
Дидактические игры: «Расскажи о птице», «Улетает -не улетает», «Узнай птицу по описанию».
Загадывание загадок о перелетных птицах;
-Составление рассказов по книге Радлова «История в картинках»
Проблемная ситуация - Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Какие птицы не умеют летать? Почему?
Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»
Прогулка Наблюдение: за цветником
Цель: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе, уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Дидактическая игра: «Подбери нужный предлог»
Цель: формирование умения у детей подбирать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Исследовательская деятельность: Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Труд: Сбор семян растений в разные пакеты. Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых, воспитывать аккуратность, ответственность.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом. Цель: упражнять в ловле и броске мяча.
Подвижная игра: «Перелет птиц». Цель: упражнять в беге в определенном направлении.
II половина дня
Физкультурный досуг
Поведение девочек и мальчиков. Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка»
Коллективная работа – плакат «Покормите птиц зимой» (оригами, смешанная техника)
. прослушивание аудиозаписи «Птичьи голоса». Музыкально-дидактическая игра «Птичка и птенчики»
игры на музыкальных инструментах: подыгрывание: «Андрей-воробей».
- лепка «Птичка клюет зернышки»
Прогулка Наблюдение: за вороной
Цель: продолжить формирование обобщенных представлений о строении птиц (голова, клюв, туловище, крылья, ноги)
Дидактическая игра: «Назови птенцов» Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе
Исследовательская деятельность: сравнение вороны и голубя (чем схожи, чем отличаются)
Труд: Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.
Цель: формировать желание трудиться в коллективе.
Индивидуальная работа: Перебрасывание мяча друг другу снизу. Цель: развивать ловкость, выносливость.
Подвижная игра: «Северные олени». Цели: формировать знания о северных оленях, их повадках, развивать умение передвигаться длинными прыжками.
«Лиса мышкует». Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки.
Работа с родителями: Пригласить родителей на субботник по благоустройству территории детского сада.
Чтение художественной литературы: Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают»