николаева
Календарно-тематическое планирование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно- тематическое планирование старшая группа.
воспитателя старшей группы «Капельки»
Николаевой Татьяны Ивановны
на октябрь первая, вторая неделя.
Тема: День республики.
30.09
Развитие речи. «Мой родной город».
Физическая культура на воздухе (по плану инструктора по физической культуре) 7.10
Развитие речи. Чтение и пересказ башкирских народных сказок.
Публикация «Календарно-тематическое планирование в старшей группе» размещена в разделах
Физическая культура на воздухе (по плану инструктора по физической культуре)
1.10
ФЭМП. «Соберем башкирский орнамет»
Музыка (по плану музыкального руководителя).
8.10
ФЭМП. «счет в пределах 6»
Музыка (по плану музыкального руководителя).
2.10
Развитие речи. Составление рассказа «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Физическая культура в помещении (по плану инструктора по физической культуре)
Рисование. «Башкирский орнамент»
9.10
Развитие речи. «Мой любимый город»
Физическая культура в помещении (по плану инструктора по физической культуре)
Рисование. «Белая береза под моим окном».
3.10
Ознакомление с окружающим. «Уфа-столица Башкортостана»
Музыка (по плану музыкального руководителя).
Лепка. «Голубь – символ счастья, мира!»
11.10 Ознакомление с окружающим. «Россия – моя Родина».
Музыка (по плану музыкального руководителя). Аппликация. «Башкирский ковер»
4.10
Рисование «Село вечером»
Физическая культура в помещении (по плану инструктора по физической культуре) 12.10
Рисование «Герой из народной сказки»
Физическая культура в помещении (по плану инструктора по физической культуре)
Тема. «День Республики».
Период. 30 сентября – 12 октября.
Цель. Расширять представления детей о родном городе, о родном крае, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей республики; воспитывать чувство гордости за свою родину, любви к ней. Знакомить с историей Башкортостана, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказать о людях, прославивших Башкортостан; Уфа - главный город, столица нашей Республики.
Интеграция областей: социально- коммуникативное, познавательно- речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Праздник «День Республики" (12 октября). Выставка детского творчества
Содержание и формы совместной деятельности взрослого и детей
с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность в режимных моментах
Понедельник, 2 октября.
Развитие речи. «Мой родной город».
Цель: Закрепить у детей знания о понятии «дом» «город»
Физическая культура на воздухе (по плану инструктора по физической культуре) Цель: формирование двигательной активности детей и положительного отношения к занятиям физкультурой на воздухе. Утро: Беседа «Где ты живешь?». Цель: закрепить знание названия города, домашнего адреса. Д/игра «Времена года». Чтение В. Степанов "Мы живем в России". Цель: развивать интерес к художественной литературе, воспитывать гордость за свою страну.
Прогулка. Наблюдение-рассматривание таблички на здании д/сада с указанием его адреса. Цель: закреплять знание адреса детского сада, о его месторасположении в городе.
П/и «Мы веселые ребята». Цель: упражнять в беге, развивать двигательную активность. Индивидуальная работа: бег между предметами. Цель: развивать ловкость. Труд на участке: сбор опавших листьев с разных деревьев; природного материала. Сюжетно-ролевая игра «Новоселье». Цель: совершенствовать умение отражать в игре впечатления от окружающей жизни, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Вечер. Чтение С. Михалков "Моя Родина Россия". Цель: развивать интерес к художественной литературе. Дид. игра «Если ты переходишь через улицу». Цель: закреплять навыки безопасного поведения на улице. Инд. работа: автоматизация звукопроизношения. Сюжетно-ролевая игра «Семья". Цель: совершенствовать умение сговариваться на игру, распределять роли.
Прогулка. П/игра Гори, гори, ясно!". Цель: упражнять в беге, развивать интерес к народным подвижным играм. Наблюдение за погодой. Цель: развивать умение определять характерные признаки погоды, наблюдать, делать выводы по результатам наблюдений. Труд: сбор семян бархатцев. Цель: совершенствовать трудовые навыки, приобщать к сбору семян. С/р игра «Кафе» Цель: закреплять социально-коммуникативные навыки детей. Внести в группу альбомы с башкирскими костюмами, кукол. Предложить совершить экскурсию с детьми в столицу нашей республики в город Уфу.
Вторник, 1 октября
ФЭМП. «Соберем башкирский орнамет»
• Учить составлять множество из разных элементов, вьщелять его
части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость
между целым множеством и его частями.
• Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Музыка (по плану музыкального руководителя).
Утро. Беседа "Люди, прославившие наш город". Цель: расширять представления о родном городе, его достопримечательностях. Рассматривание иллюстраций с видами города и его достопримечательностями. Д/игра "Какого города герб". Цель: закреплять умение отличать герб города от других, сравнивать гербы разных городов, развивать умение вести диалог. Пальчиковая гимнастика "Ветер по лесу летал". Цель: развивать мелкую моторику, речь. Чтение В. Степанов "Что мы Родиной зовём". Цель: воспитывать гордость за свою страну.
Прогулка. Наблюдение за рябиной. Цель: совершенствовать умение делать выводы по результатам наблюдений, расширять представления о лиственных деревьях. Труд: сбор семян. Цель: продолжать формировать трудовые навыки. С/р игра «Поездка в зоопарк» Цель: закреплять умение распределять роли, исполнять роль до конца игры. П/игра «Совушка» Цель: упражнять в беге, развивать двигательную активность.
Вечер. Закаливающие процедуры после сна, ходьба по корригирующим дорожкам. КГН во время умывания. Цель: совершенствовать навык аккуратного умывания, пользования инд. полотенцем. Слушание Г. Струве "Моя Россия". Цель: развивать интерес к музыкальным произведениям о Родине. Рассматривание фотоальбомов о городе. Дид. игра о городе «Отгадай по описанию». Цель: учить находить иллюстрацию с видом города по описанию. Инд. работа: д\игра «Во саду ли, в огороде». Цель: закреплять умение классифицировать овощи и фрукты. С\р игра "Школа". Цель: совершенствовать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители, изготавливать недостающие атрибуты. П/игра "Водяной". Цель: совершенствовать тактильные ощущения детей.
Прогулка. Наблюдения за погодой. Цель: сравнить утреннюю и вечернюю погоду, совершенствовать умение делать выводы по результатам наблюдений. П/и "Золотые ворота". Цель: развивать двигательную активность. Игры детей с выносным материалом. Труд на участке. Цель: совершенствовать трудовые навыки. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
Настольная игра-мозаика
«Выложи красивый узор»
Цель: развивать воображение, мелкую мускулатуру рук, творческое мышление.
Организационная игра «Эмоции».
Цель: выявить желание детей замечать состояние сверстников (грустный, веселый, обиженный) и проявлять сочувствие, готовность помочь.
Индивидуальное
Консультирование родителей.
Информирование родителей о ходе образовательно-воспитательного процесса.
Среда,2 октября
Развитие речи. Составление рассказа «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Цель: развивать представления о России, как о многонациональной стране, воспитывать гордость за свою страну
Физическая культура в помещении (по плану инструктора по физической культуре)
Цель: формирование двигательной активности и положительного отношения к занятиям физкультурой. Л. И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду.
Рисование. «Башкирский орнамент»
Цель: продолжать знакомить детей с особенностями декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Учить рисовать элементы геометрического орнамента, присущих башкирской росписи. Закреплять знания об элементах башкирского орнамента, развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Беседа «Уфа- столица нашей Родины». Цель: актуализировать и дополнить знания детей о городе. Дежурство в уголке природы. Цель: совершенствовать трудовые навыки по уходу за комнатными растениями. С/р игра «Поликлиника». Цель: продолжать совершенствовать умение подбирать необходимые атрибуты, использовать в игре предметы-заместители. Пальчиковая гимнастика "Листья". Цель: развивать мелкую моторику, речь. Инд. работа: повторение стихотворения З. Федоровской «Осень».
Прогулка. Наблюдения за осенним пейзажем. Цель: совершенствовать умение замечать красоту русской природы. П/игра "Жмурки". Цель: развивать ловкость, двигательную активность, интерес к народным подвижным играм. Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу напомнить, как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить.
Труд на участке. Цель: совершенствовать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма при выполнении трудовых поручений.
Экспериментирование с песком (изменение формы). Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Инд. работа: прыжки в длину с места.
Чтение М. Лисянский "Дорогая моя столица". Цель: развивать интерес к художественной литературе о Родине. Дид. игра «Разрезные картинки. Гербы". Цель: закреплять умение собирать целое из частей, знание названий городов. Инд. работа: автоматизация звукопроизношения. Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты". Цель: совершенствовать умение сговариваться на игру, распределять роли, подбирать необходимые атрибуты. Рассматривание буклетов и фотоальбомов о городе.
Прогулка. Наблюдение за осенним небом. Цель: совершенствать умение наблюдать за объектами неживой природы. Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. П/и "Хитрая лиса". Цель: упражнять в беге, закреплять умение соблюдать правила игры. Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.
Цель. Продолжать формировать интерес к книге, учить бережному отношению к книгам, обращать внимание детей на то, что разорванные книги необходимо вовремя «лечить».
Беседа с родителями об успехах и трудностях детей.
Четверг, 3 октября
Ознакомление с окружающим. «Уфа-столица Башкортостана»
Цель: продолжать развивать у детей знания о своем родном крае, закрепить знание о горах, реках, городах Башкортостана, о столице, о знаменитых людях, вышедших из Бирского района. Развивать знание о том, что наша республика славиться хлебом, нефтью, кумысом, медом. Рассказать о прошлом Башкортостана, закрепить знание о башкирских пословицах, поговорок, загадок.
Музыка (по плану музыкального руководителя).
Лепка. «Голубь – символ счастья, мира!»
Цель: закрепление знаний детей о Голубе, как символе мира и счастья, создание условий для реализации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Беседа «Моя страна – Россия». Цель: закрепить знания о символах страны, о том, кто ею управляет. Рассматривание иллюстраций с изображением сивмолов страны и города Подольска. Чтение книги В. Степанова "Мы живем в России". Цель: развивать интерес к литературе, воспитывать патриотические чувства. Конструирование из строительного материала: изготовление построек по фотографиям исторических памятников города Подольска. Цель: совершенствовать конструктивные навыки. Хороводная игра "Яблоня". Цель: развивать двигательную активность. Дежурство по занятиям. Цель: совершенствовать умение готовить материалы к занятиям.
Прогулка к цветнику. Цель: наблюдение за осенними изменениями в жизни растений. П/и «Кто быстрее до флажка?». Цель: упражнять в беге. С\р игра "Зоопарк". Цель: совершенствовать умение отражать в игре впечатления от окружающей жизни, распределять роли, вести ролевые диалоги.
Вечер. Д/игра «Времена года». Цель: продолжать закреплять знания о признаках осени. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе по родному городу». Цель: совершенствовать умение создавать игровую обстановку, распределять роли, вести ролевые диалоги.
Инд. работа: упр-ть в образовании сравнительных прилагательных.
Прогулка. Наблюдения за облаками. Цель: развивать интерес к наблюдениям за неживой природой, развивать фантазию и творчество. Самостоятельная игровая деятельность детей на участке. П/игра «Охотники и звери». Цель: развивать двигательную активность. Совместный труд детей и родителей по уборке опавшей листвы. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Цели. Формировать у детей умение самостоятельно выбирать тем для игры, распределять роли, использовать предметы-заместители.
Пятница, 4 октября
Рисование «Город вечером»
Цель: Формирование умения передавать в рисунке картинку вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни.
Физическая культура в помещении (по плану инструктора по физической культуре) Цель: формирование двигательной активности и положительного отношения к занятиям физкультурой. Л. И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду. Беседа «Моя дорога в детский сад». Цель: расширять представления о родном городе, развивать умение высказывать свое мнение. Чтение З. Александрова "Родина"". Цель: развивать интерес к художественной литературе, развивать умение понимать смысл стихотворения. Д/игра "Народные промыслы". Цель: закреплять представления о народных промыслах России. Пальчиковая гимнастика "Осень". Цель: развивать мелкую моторику, речь. С/р игра "Детский сад". Цель: совершенствовать умение распределять роли, создавать игровую обстановку.
Прогулка. Наблюдения за погодными изменениями. Цель: совершенствовать умение делать выводы по результатам наблюдений. П/и "Эстафета парами". Цель: совершенствовать навык бега парами, согласования своих действий с действиями товарища. Инд. работа по ориентировке в пространстве. Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору. Сюжетно-ролевая игра "Уступи мне дорогу"
Цель: совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия (водитель, пассажир, пешеход). Закреплять знания дорожных знаков и правил дорожного движения.
Понедельник,7 октября
Развитие речи. Чтение и пересказ башкирских народных сказок.
Цель:
1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.
2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.
3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.
Физическая культура на воздухе (по плану инструктора по физической культуре) Цель: формирование двигательной активности детей и положительного отношения к занятиям физкультурой на воздухе. Утро. Беседа с детьми «Башкортостан – мой край родной»
Цель. Уточнить у детей представления о родной стране, республике, в которой они живут, о труде, природе, богатстве республики.
Познакомить с городами республики Башкортостан.
Способствовать развитию любви,интереса больше узнать о родном крае.
Дидактическая игра «Собери карту Башкортостана»
Цель. Закреплять знания детей о карте Башкортостана, составлять карту по образцу и по памяти, развивать внимание, зрительную память, воспитывать интерес к родному краю
2 половина дня.
Рассмотреть одежду башкирских кукол: Айбулат и Айсылу.
Продолжать знакомить с национальным костюмом башкирского народа.
Дидактическая игра «Башкирская национальная одежда»
Цель. Закрепить знания детей о башкирской национальной одежде, напомнить, что особенности костюма, одежды зависит от места жительства, деятельности и уклада жизни народа, вспомнить, почему так много украшении в женской одежде. Развивать интерес к национальной одежде.
Вечер народных башкирских игр:
Подвижные игры: «Ловкие наездники», «Юрта»
Беседа с родителями об успехах и трудностях детей.
Вторник,8 октября
ФЭМП. «счет в пределах 6»
Цель: создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 6; научить сравнивать предметы по высоте.
Музыка (по плану музыкального руководителя).
Утро.
Беседа с детьми «Уфа – столица Республики Башкортостан»
Цель: продолжать знакомить детей со столицей нашей республики, с достопримечательностями города, способствовать развитию гордости за свою республику.
Рассматривание альбома «Башкирские узоры»
Цель: Продолжать знакомить с башкирской национальной культурой, выделять характерные для башкирского орнамента узоры, цвета и элементы; воспитывать интерес к культуре Башкортостана, к декоративно- прикладному искусству.
Настольная игра «Составь узор по образцу»
Цель: Способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Подвижная игра на прогулке: «Медный пень»
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий- покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу и вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой.
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходит за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным и нем.
Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином
2 половина дня.
Дидактическая игра «Было – есть»
Цель. Уточнить представления детей о жизни, труде, быте ладей в прошлом и настоящем, развивать интерес к истории, воспитывать желание узнать больше о жизни людей в прошлое. «Украсим ковер башкирским орнаментом»
Программное содержание.
Продолжать знакомство с изделиями народных умельцев- ковром, их основой и орнаментами; ткачеством, продолжать учить рисовать элементы башкирского орнамента и располагать их согласно композиции, закрепляя полученные навыки способствовать развитию интереса и уважения к людям, создающих эти изделия, их труду, развивать творчество, фантазию.
Беседа с родителями об успехах и трудностях детей.
Среда, 9 октября
Развитие речи. «Мой любимый город»
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре города Бирска, его достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Физическая культура в помещении (по плану инструктора по физической культуре) Цель: формирование двигательной активности и положительного отношения к занятиям физкультурой. Л. И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду.
Рисование. «Белая береза под моим окном».
Цель: формировать умения творчески отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержание стихотворения Есенина «Белая береза». Утро.
Беседа с детьми «Башкирская народная кухня»
Цель: Продолжать знакомить с башкирскими национальными блюдами. Рассматривание иллюстрации.
Дидактическая игра «Узнай и назови блюда»
Цель: Способствовать развитию умения по внешнему виду различать национальные блюда. Расширять словарный запас у детей.
Рассматривание книги «Хоровод народов Башкортостана»
Цель: Продолжать знакомить с декоративно- прикладным искусством, способствовать развитию умения видеть красоту.
Подвижная игра на прогулке: Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
2 половина дня
Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент»
Цель. Способствовать развитию умения по внешнему виду и по звучанию определять и различать музыкальные инструменты разных народов. Развивать зрительную и слуховую память. Воспитывать интерес к культуре разных народов.
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворений местного поэта Анаса Сафуанова
Развлечение
Конкурс чтецов «Мой родной Башкортостан»
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Приобщение детей к традициям башкирского народа»
Дополнить уголок патриотического воспитания. Беседа с родителями об успехах и трудностях детей.