Елена Венальевна Смирнова
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Обобщить знания детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы.
Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы. Формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение, изобразительное творчество. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
Понедельник
Утро
- Утренняя гимнастика.
- Работа в центре природы: подкормка комнатных растений.
Ц: Обобщить, уточнить знания детей о подкормке растений.
Публикация «Календарно-тематическое планирование в старшей группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Планирование на весенний период
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Самостоятельная игровая деятельность. Работа в литературном центре: рассматривание иллюстраций, картин художников.
Ц: :формировать коммуникативные компетенции; учить корректно вести диалог, находить компромиссы.
- Беседа «Почему снег и лёд весной тают».
Ц: Продолжать знакомить со сменой времён года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы.
Беседа об уступчивости: рассмотреть различные модели поведения, обсудить ситуации; развивать коммуникативные функции речи, обогащать словарь речевыми конструкциями.
Прогулка
Наблюдение за птицами.
Ц: уточнить представления детей о перелётных птицах; предложить рассказать, какие птицы весной возвращаются из тёплых краёв и что делают, вернувшись.
- Труд в природе: уборка на участке опавших веток.
Ц: предложить осмотреть участок, рассказать, что необходимо сделать. Воспитывать в детях трудолюбие.
- Д/игра «Времена года».
Ц: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.
- С/р игра «Следопыты».
Ц: учить детей самостоятельно создавать игровой замысел, используя метод косвенного руководства; развивать познавательную активность.
- Самостоятельная деятельность детей.
- П/ игра «Быстрей по местам».
Ц: развивать ловкость, умение действовать по сигналу, повышать интерес к игре.
- Игровое упр. «Отгадай, сколько шагов»
Ц: учить формулировать предположение, предлагать варианты проверки; развивать глазомер, закреплять навыки счёта.
- Разучивание физминутки «Клён».
Ц: координация речи с движением, развитие речевых навыков.
Вечер
- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.
-Чтение рассказа Г. Скребицкого «Счастливый жучок».
Ц: продолжать знакомство с творчеством Г. Скребицкого, работу по развитию знаний о жанровых особенностях рассказа; помочь понять главную мысль рассказа, связно передавать его содержание.
- С/р игра «Салон красоты».
Ц: способствовать воплощению в игре свои идеи, использовать полученные знания и умения. Упражнять в самостоятельной организации игры, в использовании атрибутов.
- Настольно-печатная игра «Мозаика».
Ц: формировать умение детей договариваться о взаимодействии; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
ХБТ: уборка в групповой комнате.
Ц: воспитывать желание соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать его.
Вторник
Утро
- Утренняя гимнастика.
- Работа в центре природы: наблюдение за развитием почек.
- Беседа о признаках весны, чтение стихотворения А. Барто «Весна идёт» Ц: продолжать учить детей определять сезонные признаки явлений природы; свободно высказывать своё мнение.
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Весна».
- Дежурство по столовой : Побуждать ответственно относиться к поручению, доводить начатое дело до конца, воспитывать самостоятельность и ответственность.
Формирование навыков культурного поведения: учимся вежливо слушать. Ц: воспитывать умение внимательно слушать собеседника, не перебивать и не отвлекать его.
Прогулка-
Наблюдение: деревья (ёлка и сосна).
Ц: расширять представления детей о хвойных деревьях, продолжать знакомить с их пользой для здоровья детей.
- Труд в природе: уборка участка, подкормка птиц.
- Д/игра «Перелётные птицы».
Ц: Упражнять в умение узнавать птиц по описанию.
- П/ игра «Уголки».
Ц: учить соблюдать правила игры, упражнять в свободном беге, воспитывать доброжелательность, дружеские взаимоотношения.
- С/р игра «Телерепортёр» : сюжет «Репортаж с весенних улиц».
Ц: учить составлять небольшие рассказы о весенних улицах, о прохожих, о погоде.
Д/и «Скажи наоборот» Ц : учить подбирать слова-антонимы ( описание весенних признаков: тепло-холодно, ясно-пасмурно и пр.).
Игр. упр. «Кто точнее?».
Ц: упражнять в метании в вертикальную цель правой и левой рукой; развивать подвижность суставов, глазомер.
- Беседа «Какое доброе дело я сделал?»
Ц: Воспитывать желание делать добрые дела.
Вечер
- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.
- Чтение и заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
Ц: Развивать умение воспринимать стихотворение эмоционально, рассказывать о своих впечатлениях, формировать умение чувствовать напевность стихотворения.
- С/р игра «Строители».
Ц: учить понимать воображаемую ситуацию, действовать в соответствии с ней. Продолжать формировать умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно им.
Д/и «Путаница» Ц: продолжать учить порядковому и количественному счёту, закреплять знания о последовательности чисел.
Д/и «Не сорока, не ворона». Ц: продолжать закреплять знания о внешнем виде птиц, узнавать на картинке, развивать зрительное восприятие, внимание, связную речь.
- Беседа «Ложь и фантазия». Ц: учить различать обман и выдумку, обсудить их уместность.
- Наблюдение «Продолжительность дня». Ц: обратить внимание на то, что на вечерней прогулке стало светло – дни становятся всё длиннее.
Среда
Утро
- Утренняя гимнастика
- Сюжетно-дид. игра «Тележурналисты» : «Весной в лесу».
Ц: формировать умение составлять короткие рассказы об изменениях в лесу весной.
- Работа в центре природы: наблюдение за ростом лука.
Ц: предложить рассказать, с чего начинался опыт, какие произошли изменения.
- Беседа «Путешествие в мир весны».
Ц: закреплять признаки весны, уметь строить в воображении образы, связанные с весенними явлениями, изображать их; отвечать на вопросы, грамматически правильно строя предложения.
Игра с пальчиками «Весна» : развивать мелкую моторику рук.
- Отгадывание загадок.
Ц: продолжать знакомить с признаками весны, учить объяснять, по каким признакам угадали.
Беседа «Равенство прав всех людей». Ц: продолжать формировать представления об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав, воспитывать желание понимать других, проявлять уважение к их чувствам.
Прогулка
- Наблюдение за небом.
Ц: предложить рассмотреть небо, охарактеризовать, прослушать стихотворение о весне и весенних явлениях, найти созвучные сегодняшнему состоянию неба; развивать любознательность, внимание, связную речь.
- Самостоятельная деятельность детей.
Ц: Способствовать объединяться в группы по интересам, придумывать сюжет для игр, воспитывать коллективизм и дружеские взаимоотношения.
- Трудовые поручения: уборка на групповом участке.
Ц: формировать осознанное отношение к порядку, самостоятельно поддерживать порядок.
- П/и «Бездомный заяц».
Ц: совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия, следить за осанкой; развивать быстроту, ловкость.
- Д/и «Задумай число» Ц: закреплять навыки нахождения чисел больше или меньше названного, ориентировки в числовом ряду в пределах 15.
- Игр. упр. «Цапли» Ц: формировать правильную осанку, способствовать повышению двигательной активности.
- Д/и «Что бывает весной». Ц: закреплять представления о весенних явлениях природы, активизировать словарь по теме.
-Самообслуживание: упр. «Мокрый – сухой».
Ц: продолжать учить проявлять самостоятельность в уходе за вещами; воспитывать бережное отношение к одежде.
Вечер
- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.
- Чтение Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
Ц: развивать интерес к художественной литературе, умение слушать, вести беседу по содержанию; развивать связную речь.
- С/р игра «Семья».
Ц: обогащать игровой сюжет, расширять область самостоятельных действий в осуществлении замысла; способствовать включению детей в систему социальных отношений.
Упр. «Выложи столько же» [карточки с полосками, силуэты перелётных птиц] Ц :продолжать учить отсчитывать определённое количество предметов, отражать результат в речи.
Игры со строительным материалом (конструктором) Ц: продолжать учить выполнять конструкцию по рисунку, анализировать, определять этапы работы.
- Наблюдение за ручьями. Ц: предложить рассказать, как образуются ручьи, где берут своё начало и куда текут.
- П/и «Скворцы» Ц: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Четверг
Утро
- Утренняя гимнастика.
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Пришла весна».
Ц: развивать мелкую моторику, активизировать речь.
- Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
Ц : формировать умение чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже и уметь передавать его словом; развивать связную речь.
- С/р игра Больница».
Ц: закреплять умения передавать в игре действия врача, м/с; учить применять в игре полученные знания о правилах личной гигиены, охраны здоровья.
Д/и «Весенние месяцы» .
Ц: продолжать знакомить с названиями и последовательностью весенних месяцев, закреплять характерные признаки весны
Формирование КГН: упр. «Салфеточки». Ц: воспитывать культуру поведения за столом, побуждать выполнять правила поведения за столом.
Прогулка
- Наблюдение «Весенний ветер».
Ц: предложить определить силу ветра; обсудить, какие качества ветра изменились.
- Д/и «Весенние заклички».
Ц: познакомить детей с весенними закличками, которые использовал народ, обращаясь к силам природы; уметь произносить заклички выразительно, эмоционально.
- Пальчиковая гимнастика «Весна пришла».
Ц: развивать мелкую моторику.
- П/и «Жмурки».
Ц: Закрепить правила игры, пояснить, как действовать игрокам. Продолжать работу по укреплению здоровья детей.
- Самообслуживание: бережное отношение к одежде.
Ц: продолжать учить аккуратно складывать одежду в шкаф, просушивать.
- Игр. упр. «Следопыты» .
Ц: развивать чувство равновесия (следовать строго след в след по проложенному маршруту).
- Беседа «Пешеходы». Ц: учить соблюдать правила перехода улицы, пояснить значимость выполнения правил всеми участниками движения.
- Игр. упр. «Баскетболисты». Ц: учить выполнять броски, перебрасывая мяч друг другу из-за головы; развивать мышцы рук, ловкость, координацию движений.
Вечер
- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.
- Чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние радости».
Ц: продолжать воспитывать желание слушать чтение, развивать интерес к художественной литературе; закреплять приметы весны.
- Прослушивание П. И. Чайковского «Времена года» : «Март. Песнь жаворонка».
Ц: воспитывать эстетическое восприятие музыкальных произведений.
Беседа «Какие опасности подстерегают на улице весной» (сосульки, скользкая дорога и пр.). Ц: продолжать воспитывать навыки безопасного поведения, внимательность.
Наблюдение за птицами: грачи. Ц: предложить понаблюдать, соблюдая правила поведения во время наблюдения за пернатыми, рассказать о результатах наблюдений.
- игр. упр. «Догони мяч». Ц: упражнять в беге, развивать ловкость, учить ориентироваться в ситуации.
Пятница
Утро-
Утренняя гимнастика.
- Работа в центре природы.
Ц: учить детей самостоятельно определять необходимость полива растений, воспитывать желание ухаживать за растениями.
Просмотр презентация «В гостях у Весны». Ц : Продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.
С/р игра «Магазин».
Ц: продолжать побуждать детей самостоятельно организовывать игру, распределять роли; воспитывать культуру общения.
- Чтение. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце». Ц: формировать умение понимать характеры героев, интерес к литературе.
Игр. упражнение «За столом» Ц: продолжать учить аккуратно пользоваться приборами во время еды, не сорить.
Понаблюдать в центре природы, какие изменения произошли с луком, отметить результат в дневнике наблюдений.
Прогулка
- Наблюдение за погодой.
Ц: закрепить признаки весны, уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Д/и «Возвратим весне память».
Ц: закреплять признаки весны, уметь их называть и описывать. Источник: Алябьева Е. А., Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты).
- Подвижная игра «Птицы — гнезда — птенцы».
Ц: учить детей быть внимательными к командам педагога; быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве.
Игр. Упр. «Попади в цель» Ц: развивать ловкость, глазомер.
Д/упр. «Назови действия, которые происходят весной».
Ц: закреплять знания о признака весны, уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.
Вечер
- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.
- Чтение Э. Шим «Солнечная капля».
Ц : воспитывать усидчивость, формировать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по содержанию; развивать связную речь.
Отгадывание загадок о весне.
Ц: знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.
ХБТ: уборка в игровых центрах.
Ц: формировать осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать его в группе.
Наблюдение за погодой вечером, сравнить её с утренней.
- Д/и «Когда это бывает?». Ц: закрепить знания о признаках ранней весны.