Вероника Музыченко
Календарно-тематический план для старшей группы на сентябрь-декабрь
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематический план в старшей группе.
Ознакомление с художественной литературой.
сентябрь Занятие 1 чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова.
Анализ фразеологизмов, пословиц Учить детей понимать эмоционально- образное содержание сказки, её идею; развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подготовить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.
Публикация «Календарно-тематический план для старшей группы на сентябрь-декабрь» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование на декабрь
- Планирование на сентябрь
- Планирование на сентябрь. Календарно-тематическое
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Занятие 2. чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Учить детей понимать эмоционально- образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой; уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подготовить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.
Занятие 3. заучивание стихотворения С. Когана «Листки» Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор при описании осенних пейзажей.
Занятие 4. чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.
октябрь Занятие 5. заучивание стихотворения И. М. азина «Осень» Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове; учить выразительно, читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.
Занятие 6. рассказывание русской народной сказки «Хвосты» Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно- выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов
Занятие 7. чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик» Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки: учить осознавать и объяснять смысл пословиц; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; формировать навыки творческого рассказывания: ввести в словарь детей новые слова: ладья, берёзовая лычка.
Занятие 8. рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень» Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов; учить выразительно, читать наизусть стихотворение, передавая интонацией свои чувства и впечатления.
ноябрь Занятие 9. малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение.
Занятие 10. чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.
Занятие 11. чтение норвежской народной сказки «Пирог» Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
Занятие 12. чтение главы из книги А. Милна «Вини - Пух и все-все-все» Подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; подводить детей к пониманию переносного значения пословиц и поговорок; формировать навыки творческого рассказывания.
декабрь Занятие 13. чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; ввести в речь детей фразеологизмы («душа в душу», «водой не разольёшь»); учить придумывать другое, непохожее окончание сказки
Занятие 14. литературная викторина. Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующеё литературной или речевой ситуаций.
Занятие 15. чтение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Три сына» Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразное построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать своё отношение к персонажам.
Занятие 16. заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать. Понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов. Сравнений. Метафор для описания зимней природы.
январь Занятие 17. чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства. Понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки.
Занятие 18. малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы, сказки по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи.
Занятие 19. чтение калмыцкой сказки «Плюх пришёл!». Сопоставление с русской народной сказкой «У страха глаза велики» Познакомить детей с калмыцкой сказкой; учить, эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок.
Занятие 20. чтение нанайской сказки «Айога». Анализ пословиц. Учить детей понимать и оценивать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени.
февраль Занятие 21. чтение рассказа Н. Носова «На горке» Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений. Усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений
Занятие 22. чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа» Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
февраль Занятие 23. чтение сказки Д. Родари «Дудочник и автомобили» Учить детей понимать характеры сказочных героев. Ситуации; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.
Занятие 24. Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам и поговоркам. Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.
март Занятие 25. чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно- изобразительных средств; обогащать их речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение.
Занятие 26. Литературная викторина «Поэты - детям». Чтение стихотворений А. Барто, С. Михалкова. Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.
Занятие 27. заучивание стихотворения С. Маршака «Стихи о весне» Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного использования стихотворения.
Занятие 28. чтение сказки Ш. Перро «Фея» Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки. Соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения) развивать умение придумывать различные варианты сказочных превращений.
Занятие 29. чтение сказки Д. Родари «Волшебный барабан» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.
Занятие 30. чтение русской народной сказки «сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (сказочные слова) уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы, с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.
апрель Занятее 31. малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословице Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц. Поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц. Составлять по ним небольшие рассказы и сказки.
Занятие 32. заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.
май Занятие 33. чтение сказки Д Родари «Хитрый Буратино» Вызвать у детей радость от общения со сказкой. От возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание. Характеры персонажей; развивать речетворческие способности детей: умение придумывать разные варианты концовок.
Занятие 34. заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение: развивать образную речь: умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы.
Занятие 35. чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях» Учить детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; подбирать синонимы к глаголам, придумывать предложения с заданными словами.
Занятие 36. литературная викторина «наши любимые книги» Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.
Программа «Детство»
НОЯБРЬ
Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература.
1
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Ознакомление с окружающим.
Урок Здоровья. Рассказ педагога «Чудесное яблоко» или «Зеркало души».
Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с органом зрения-глазом. Модель строения-глаза. Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию.
Стр. 197
Уроки мойдодыра.
Стр. 7
Развитие речи.
Тема: рассказывание на тему стихотворения С. Капутикяна «Маша обедает»
Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Словарь: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качества, активизировать употребление антонимов.
Грамматика: учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница)
О. С. Ушакова
Занятия по развитию речи в д. /с.
Занятие 12стр. 150
(см. приложение в плане)
Математика
Тема: Иван – крестьянский сын.
Развивать мышление, сообразительность, смекалку, конструктивные умения, ориентацию на плоскости.
«Математика – это интересно»
Занятие № 2
Лепка
Тема: «Косматый мишка»
Лепка медведя в стилистике богородской игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры)
И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 25
Аппликация
Тема: Золотые берёзы
Ручной труд: птицы.
Обрывная с элементами декоративного рисования.
Учить детей сообща трудиться над одной темой, выполняя при этом конкретное задание.
И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 27
Э. К. Гульянц
Стр. 42
Обучение грамоте
Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х,
Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв, У, О, М, С, Х, - разрезной азбуки: составлять трёхбуквенные слова.
Т. И. Шумаева
Стр. 33№9
Работа вне занятий
Добро пожаловать в экологию.
Беседа «Как звери в лесу готовятся к зиме»
Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ. Стр. 198.
Задание выполняется в рабочей тетради, в заключительной части беседы.
Рабочая тетрадь
Добро пожаловать в экологию
1- часть
Стр. 19
д/игры
Загадки про погоду.
Настроение.
Вспомни имена своих друзей.
Игры развивают ассоциативную память, внимание, наблюдательность.
Азбука общения.
Стр. 135, 183,217,257
Старшая группа
НОЯБРЬ
Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература.
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Ознакомление с окружающим.
Урок красоты.
Рассматривание и сравнение лисы и собаки. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления об особенностях жизни этих животных. Развивать умения сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей.
Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию.
Стр. 201
Развитие речи.
Тема: пересказ сказки
«Петух да собака»
Учить детей пересказывать короткую сказку, без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.
О. С. Ушакова
Занятие № 17 стр. 159
(см. приложение в плане)
Математика
числа и цифры. 4,5,6 независимость числа от расположения предметов,
Числа и цифры 4.5.6. установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки, логические задачи на установление закономерностей.
Математика для детей 5-6 лет
Зан. № 8
Лепка
Тема: Пернатые, мохнатые, колючие
Экспериментирование с пластическим материалом для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя)
И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 28
2
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Конструирование
Тема: Магазин игрушек
Зайчик, медведь
Аппликация
Зайчишка-трусишка и храбришка
Закрепить умения складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба. В конце занятия организовать игру Магазин игрушек
Иллюстрирование знакомых сказок: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности. Л. В. Куцакова
Стр. 52
И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 29
Обучение грамоте
Тема: звук Ш, буква Ш
Анализ звука Ш и буквы Ш, учить находить слова со звуком Ш, чтение слогов АШ, ША, УШ, ШУ, ОШ, ШО.
Т. И. Шумаева
Стр. 34 №10
Беседа «Птицы осенью»
Помоги Незнайке подготовиться к зиме. Рассмотреть модели. Рассказать, каких птиц можно встретить поздней осенью изимой.
Заключительная часть беседы «Как человек готовится к зиме» О. В. Воронкевич
(рабочая тетрадь стр. 18)
Стр. 20
Работа вне занятий
«Кубики для всех»
Развивать мышление, сообразительность, смекалку, конструктивные умения, умение ориентироваться на плоскости.
Математика от 3-7
Стр. 115-9
д/игры Как Буратино стал вежливым.
Творческая игра «Страна вежливости»
Игра драматизация.
Почему так? Игра учит культуре общения, вырабатывает у детей чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам
Игра учит детей уместно в зависимости от ситуации, употреблять вежливые слова приветствия: обучает культуре поведения, доброму отношению друг к другу.
Развивает сознание собственной адекватности к окружающим.
Азбука общения. стр. 335
Азбука общения стр. 337
Азбука общения стр. 189.
Старшая группа
НОЯБРЬ
Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература.
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Ознакомление с окружающим.
Урок здоровья.
Самая быстрая улитка в мире.
Рассказ о слухе «Самая быстрая улитка в мире».
Познакомить детей с важным органом чувств - ухом. Дать понятия об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Модели строение уха. Д/игры «Что услышал?», «Чей голос?» Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию.
Стр. 204
Уроки мойдодыра
Стр. 10
Развитие речи.
Тема: пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
Связная речь: учить детей передавать литературный текст связно, без помощи вопросов педагога.
Словарь: учить подбирать подходящие по смыслу определения.
Грамматика: закрепить умение употреблять трудные формы Р. п. мн. ч существ. (Ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек)
О. С. Ушакова
Занятие стр. 152
(см. приложение в плане)
Математика
Тема Буратино
Развитие конструктивных умений. Сообразительности, внимания, ориентации на листе бумаги, арифметических навыков
«Математика – это интересно»
Занятие №стр. 3
Лепка
Ручной труд: коробочка Создание образа и его быстрая трансформация по сюжету сказки- крошки: освоение связи между пластической формой и способом лепки.
Учить работать по несложной выкройке и вырезать по контуру.
Начертить линии сгиба, пунктирной линией, а линии, по которым делают надрезы - сплошной И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 31
Л. В. Куцакова стр. 52
3
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Аппликация
Тема: жила-была конфета
Развитие композициональных умений: передача пропорциональных соотношений и поиск гармоничного расположения предметов
И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 32
Обучение грамоте: Тема: анализ слогов ША, ШО, ШУ, СО, СУ, СА,
Анализ звука Ш. звуковой анализ слова САША. Чтение слогов и слов. Фонетическая игра «Добавь слог»
Формировать механизм деления слов на слоги.
Т. И. Шумаева
Стр. 36- 11
Рисование:
Тема – Чудесные превращения кляксы Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание- «оживление» необычных форм И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 33
Работа вне занятий
Беседа о взаимовыручке. «Друг за дружку держаться ничего не бояться» Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый»
Беседа «что такое дружба?» формировать у детей понятия –друг- дружба, учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения О. Л. Князева
Стр. 70
Азбука общения.
Стр. 251
Рассматривание и сравнение комнатных растений.
Беседа «КАК следы осени искали»
Закреплять знания детей о комнатных растениях.
Вспомнить осенние приметы, показать их на рисунке. Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию.
Стр. 203
(раб тетр. Стр. 17)
НОЯБРЬ
Раздел. Тема. Цель. Содержание. Литература.
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Ознакомление с окружающим.
Урок почемучки. Беседа «Кто живёт в реке и в озере
Закреплять знания о пресноводных обитателях рек и озёр. Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр. Совершенствовать устную речь. Активизировать словарный запас детей. Воронкевич О. А.
Добро пожаловать в экологию.
Стр. 205
Занятие № 4
Развитие речи.
Тема: рассказывание по картине «Речка замёрзла»
Связная речь: учить детей составлять рассказ по картинке, при описании событий указывать место и время действия.
Словарь: воспитывать умение понимать оттенки значения слова.
Грамматика: учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным.
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков С и Ш; учить различать эти звуки, произносить их протяжно.
О. С. Ушакова
Занятие № 8
Стр. 154
(см. приложение в плане)
Математика
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -, логическая задача на установление закономерностей
Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр: познакомить со знаком минус, познакомить с цифрой 0. закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь) познакомить с названием последнего – ноябрь: учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображения знакомых похожих предметов
«Математика – для детей 5-6 лет
Занятие №. 9
Стр. 32
Аппликация с элементами конструирования
Нарядные пальчики Изготовление персонажей (одежды) для пальчикового театра; активизация симметричного способа в аппликации из бумаги и ткани И. А. Лыкова
Занятие 36
Лепка рельефная
Создание фантазийных композиций по содержанию шутки- небылицы; развитие воображения и чувства юмора И. А. Лыкова
Изобразительная деятельность в д/саду
Старшая группа
Занятие 34
Рисование декоративное Рисование раппортных узоров по всему пространству листа бумаги: развитие чуства цвета,ритма, формы
И. А. Лыкова
Занятие 35
4
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Конструирование - ручной труд.
Тема «Корзиночка» Учить детей складывать квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратов, делать надрезы по четырём линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку Л, В. Куцакова
«конструирование в детском саду»
Стр. 53и 16
Обучение грамоте.
Тема: Сопоставление звуков С и Ш.
Графическая игра.
Выявить умения детей узнавать согласные звуки (признак согласного звука). Проводить звуковой анализ слов: Мишка, Миска.
«Полубуковка» учить распознавать и запоминать форму букв.
Фронтальная работа по слоговой таблице.
Игра «Кто в теремочке живёт?» учить детей составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов
Т. И. Шумаева
Стр. 38- 12