Елена Хабарова
Как развить речевые навыки у детей с нарушениями речи. Практический опыт
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира». И здесь не обойтись без разного рода игр, упражнений развивающего познавательного характера.
Для развития восприятия, умения выделять разнообразные свойства предметов ребенок использует все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Так ребёнок лучше познает мир.
Публикация «Как развить речевые навыки у детей с нарушениями речи, Практический опыт» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Развитию сенсорных способностей детей посвятила свою теорию профессор, доктор медицинских наук, педагог Мария Монтессори, которая ещё в начале XX века уделяла много внимания изучению психологических и физиологических особенностей маленьких детей в общественных учреждениях. Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. Дидактические материалы Монтессори способствуют духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, социальное и речевое развитие.
На развитие речи ребенка безусловно влияет речь педагога. Дети воспринимают его манеру разговаривать, интонации. Речь педагога - это образец для детей и средство воздействия на них. Каждый, кто занимается с детьми, обязан помнить об этом.
Для развития выразительной речи, совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений широко используются театрализованные игры. Они приносят в жизнь ребенка, радость, неожиданность, многообразие. Виды театральной деятельности,используемые для развития речи : театр Петрушки, настольный картонный театр, театр мягкой игрушки, театр масок шапочек, пальчиковый театр.
В кукольном театре используется целый комплекс художественных средств. Это - и художественное слово, и наглядный образ - кукла Петрушка, и живописно исполненные декорации, и музыкальное сопровождение.
Упражнения с куклами очень полезны для развития речи. С их помощью вырабатывается привычка правильно распределять внимание, сосредотачивая его главным образом на кукле, держать куклу прямо, постоянно контролировать её движения. Театрализованные игры направлены на развитие голоса, выразительной речи, на совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений.
На каждом занятии воспитатель стремится создать атмосферу искусства, сделать театральные игры радостными, увлекательными. Дети знакомятся с рассказами наших классиков и мелодичными, полными лирики и юмора, произведениями народного творчества.
В работе над голосом важную роль играет дыхательная гимнастика. Занятия нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении. Так как дыхание является основой речи, начинать занятие нужно с дыхательной гимнастики.
«Речевая гимнастика», для создания хорошего физического и психического самочувствия, может сопровождаться движениями: ходьба, бег, прыжки, ходьба на лыжах, танец снежинок, вьюги, полет самолетов и т. п. В этой части - желательно использовать музыку.
В занятиях следует развивать голос ребенка в единстве с дыханием, артикуляцией, слухом.
На формирование навыков звучания речи большое влияние оказывает мелкая моторика руки. Как утверждают физиологи, чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше его речь, так как управление речью осуществляется из двигательной зоны коры головного мозга.
Опыт работы с детьми показывает, что хороших результатов можно добиться, если заниматься с детьми не менее двух раз в неделю по 5-6 минут (индивидуально с каждым ребенком). Группа детей должна быть не более 10-12 человек.
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей - от 3 до 9 лет. Именно в это время необходимо приложить максимум усилий для развития восприятия, памяти, внимания и мышления.
Особую роль в развитии ЦНС (центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи, играет формирование, совершенствование мелкой моторики руки.
Взрослые должны помнить о том, что наиболее эффективной является эмоционально - приятная деятельность ребенка.
Так достигается основная цель обучения – расширения зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Предлагается примерная структура развивающих занятий :
1. Дыхательно-координационные упражнения
2. Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания и памяти.
3. Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
4. Упражнения, улучшающие состояние тонкой моторики.
С коррекционно-воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создавать для детей ситуации успеха.
Однако, не следует забывать о том, что в группе не должно быть лидерства.