Юлия Кренева
Как помочь ребенку осознать себя
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку осознать себя.
Рекомендации психологов колледжа Эльмира, Нью-Йорк (США). По результатам общего наблюдения можно составить индивидуальные планы на каждого ребенка с учетом его сильных и слабых сторон.
1. Что делать, чтобы ребенок научился легко расставаться с родителями.
Учиться нужно и ребенку и его родителям, особенно матери.
1. Заранее познакомьтесь с ребенком и его родителями.
2. Принимайте детей в группу постепенно.
3. Не перегружайте помещение материалами (увеличивайте постепенно).
Публикация «Как помочь ребенку осознать себя» размещена в разделах
4. Используйте «переходный» материал (знакомые предметы, образующие мостик между домом и группой : брать с собой можно).
5. Используйте визит родителей и родственников.
6. Покажите, что Вы полностью понимаете ребенка (таким, каков он есть. Моделью поведения и отношения к застенчивому новичку служите Вы).
2. Как добиться, чтобы ребенок не был слишком «приклеен» к воспитателю.
Следующим шагом на пути развития осознания своего «я» станет умение ребенка выработать в себе достаточную уверенность, чтобы самостоятельно или вместе с другими детьми находиться в новом окружении без помощи воспитателя или другого взрослого. Дети с рождения очень привязаны к членам семьи, поэтому воспитатель может выступить в роли «временного заместителя» мамы. Важно, чтобы в группе работали постоянные воспитатели.
1. Терпеливо относитесь в «приклеенному» малышу. Вы должны его принять, понимая, что это психологическая особенность развития личности. Чувствуя, что Вы спокойно воспринимаете постоянное присутствие ребенка рядом, он скорее станет самостоятельным, чем если Вы будете подталкивать его.
2. Используйте, что «приклеенный» выполняет советы взрослого.
Если ребенок принимает Ваши советы и увлекается предложенной деятельностью, то он скоро станет самостоятельным, если же нет, то еще рано, и не следует настаивать.
3. Наблюдайте за ребенком.
Следит он за играми других, находясь под Вашей защитой, или явно хочет присоединиться к ним. Надо помочь ребенку.
4. Попросите ребенка помочь взрослому или другому ребенку (вовлекайте в общую деятельность в качестве чьего-то помощника).
5. Посмотрите, чем интересуется ребенок (интересы ребенка определяются через беседу или наблюдения).
3. Как помочь ребенку устанавливать зрительный контакт со взрослыми.
Невербальные сигналы, отражающие душевное состояние, очень важны. Необходимо уметь правильно расшифровывать эти сигналы. Учитывайте, что дети 3-4-х лет плохо владеют вербальными способами общения, на подсознательном уровне воспринимают невербальные сигналы, исходящие от нас. Особенно важны визуальные сигналы. Глаза отражают все эмоции, они не могут солгать.
Дети, испытывающие какие-то трудности от Вашего присутствия в группе, могут в целях самозащиты использовать прием, основанный на «эгоцентричной стадии развития» : отказываясь устанавливать зрительный контакт, они думают, что Вы не можете увидеть их, или что Вас вообще нет в комнате.
Визуальный контакт необходим со всеми членами группы, чтобы можно было ослабить напряжение любой конфликтной ситуации. Но очень важно никому не отдавать визуального предпочтения, так как дети быстро поймут, кто Ваш любимчик, а кто «паршивая овца». Помните!
1. Сами устанавливайте зрительный контакт с ребенком, а когда застенчивый ребенок сам попытается взглянуть на Вас, ответьте ему улыбкой.
2. Будьте терпеливы. Как только ребенок обретет уверенность в себе, он пойдет на установление зрительного контакта.
4. Как научить ребенка выбирать себе занятие без помощи воспитателя.
Боритесь с искушением, давать советы, подсказку ребенку. Для формирования личности ребенка важно делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные, собственные решения.
1. Создайте подходящую развивающую среду, где должно содержаться ограниченное количество материалов в каждой зоне, особенно для 2-3-леток. Слишком сложно организованная среда угнетает их, создает ощущение дискомфорта.
Для 4-5-летних детей, наоборот, разнообразные материалы. В этом возрасте ребенок уже стремиться к новизне.
2. Дайте детям время.
Детям нужно почувствовать себя уверенно рядом с Вами, чтобы начать выбирать самостоятельно себе занятие. Кому-то нужно перепробовать многое, чтобы на чем-то остановиться. Кому-то - просто больше времени для принятие решения - все это нормально.
3. Будьте опорой в исследовательской деятельности детей, стараясь находиться вблизи от игровой зоны ребенка, но не в ней непосредственно. Важно ощущение присутствия взрослого для чувства безопасности ребенка. При таком положении «приклеенный» ребенок может наблюдать за играющими детьми, и в какой-то момент захочет присоединиться к ним.
5. Как приучить ребенка играть со сверстниками.
Это стремление необходимо для осознания своей личности, это шаг на пути социализации.
1. Помогите найти друга, установив контакт с кем-то одним из детей. Выберите ребенка, прекрасно ладящего со всеми, и попросите его сделать кукольную одежду или приготовить что- либо. Попросите «друга» показать застенчивому, как пользоваться, например, магнитофоном. Возможно, что после такого успешного взаимодействия «застенчивый» начнет постепенно присоединяться к играм группы.
2. Используйте принцип малы групп. Организуйте пространство так, что в каждой зоне будет ограниченное число игровых мест, для трудовой или самостоятельной учебной деятельности.
3. Готовьте материал, которым могут пользоваться одновременно 2-3 ребенка. Подумайте о групповых играх- занятиях, предполагающих участие нескольких детей одновременно.
6. Как помочь ребенку уверенно использовать свою роль в сюжетно-ролевых играх.
Умение исполнять придуманную роль в игре говорит наблюдателю, что ребенок :
- отличает реальность от вымысла (понимает, что это только игра);
- пользуется символами (может представить реальное лицо или ситуацию в виде образа);
- видит вещи с позиции другого персонажа;
- достаточно хорошо осознает собственное «я», чтобы на время превратиться в кого-то другого (чем больше ребенок способен перевоплотиться в кого-то во время ролевой игры, тем сильнее он осознает собственную личность).
Помощь воспитателя :
1. Обеспечьте детей материалами, необходимыми для сюжетно- ролевых игр, выделите для них специальный театральный уголок, уголок ряженья, игровой уголок.
2. Дайте детям время для сюжетно-ролевых игр. Убедитесь, что его хватает для вхождения в образ и полного проигрывания ситуации.
3. Участвуйте в сюжетно-ролевых играх сами.
4. Наблюдайте за ходом ролевой игры.
7. Как научить ребенка отстаивать свои права.
Право владеть чем-то,
решать, участвовать в чем-либо или нет, выполнять свои проекты так, как он хочет сам, защищать свою собственность.
До тех пор, пока дети не мешают другим, их права нужно и должно уважать. Если же окружающих беспокоят способы и методы отстаивания своих прав ребенком, следует тактично помощь ему найти другие формы защиты своих прав - проявление агрессивности или грубой силы недопустимы, нужны более приемлемые способы.
1. Дайте модель поведения. Будьте настойчивы, но тактичны, объяснив, почему что-то можно делать, а что-то нет.
2. Дайте детям возможность выбирать. Возможность выбора для ребенка очень важна.
3. Защищайте права ребенка. Вмешивайтесь, если кто-то явно нарушает права других детей.
8. Как поощрять самостоятельность ребенка.
Конечной целью развития самосознания является независимость от окружающих. Понаблюдайте, как далеко продвинулись Ваши воспитанники.
Действия, выполнение которых свидетельствует о достаточно высоком уровне самостоятельности ребенка :
Как помочь ребенку овладеть этими навыками.
1. Пусть в Вашей группе будут возможности для проявления самостоятельности.
2. Поощряйте самостоятельные действия.
3. Помогите ребенку начать.
4. Проявляйте энтузиазм, дети заразятся Вашим настроением.