Светлана Леонова
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период - один из ответственных моментов в жизни маленького ребенка. От того. как он пойдет. зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста. Моей задачей было оказать психолого-педагогическую поддержку детям поступающим в детский сад. Содержание работы в рамках этого направления обеспечивала эмоционально - комфортное состояние детей, развивала у них психологическую автономность и самостоятельность и формировала у них доверительные отношения с воспитателем. Период привыкания детей к новым социальным условиям делится на три степени тяжести : легкая, средняя. тяжелая, где основными параметрами тяжести адаптационного периода является срок нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. Срок периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении, чем раньше они приходят в детский сад, тем быстрее привыкают к новым условиям жизни. Длительность и тяжесть привыкания зависит от предшествующего воспитания в семье. дети одного и того же возраста по разному адаптируются в зависимости от индивидуально - типологических особенностей их нервной деятельности. Семен Ш. (2г 2м., придя в группу, подошел к машинкам и спросил у меня можно ли взять одну из них. Получив разрешение, он стал катать ее по полу, подъезжая то к одному ребенку, то к другому,пока не объехал каждого. Подъезжая к детям, он внимательно рассматривал их, с интересом слушал о чем они разговаривают. Но, когда я предложила сесть за стол, чтобы позавтракать, Семен засобирался домой, сказал, что есть будет дома. Такая ситуация повторялась в течении недели. Через неделю Семен сам, глядя на детей,взял стул и сел за стол,ел он с аппетитом. Когда уходил домой,он сказал мне, что он теперь каждый день будет приходить в детский сад, ему здесь нравится. Катя Р. (2г 5м.) , первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за меня, просила отвести ее домой к маме. За стол садилась сама, но есть отказывалась, просила, чтобы ее покормили. Утром не хотела отпускать маму. через неделю стала наблюдать за детьми,но играть с ними отказывалась. Если у кого - то из детей что - то падало. она подходила,поднимала игрушку и подавала ее ребенку, а сама возвращалась ко мне. Через три недели, по моей просьбе она согласилась поесть сама. стала играть с куклами. Во время игры приговаривала : " Не плачь. Сейчас мы с тобой поиграем,поедим, поспим и мама придет, она на работе и мы пойдем домой. Ты же у меня хорошая девочка. " Ксюша Г. (2г. 7м., первые три недели преобладало отрицательное эмоциональное состояние (тревожность,плач, истерики, отсутствовал интерес к окружающему. Игрушки она не брала совсем. Более всего Ксюша стремилась к эмоциональному контакту со взрослыми : она следила за моими действиями, бежала за мной, пыталась удерживать меня рядом с собой, хваталась за мою одежду. Как только я успокаивала девочку, она всем телом прижималась ко мне и замирала. Любое отстранение вызывало протест, слезы, истерики. Только после двух месяцев Ксюшу можно было увлечь сенсорными игрушками, и она стала играть вместе с детьми. На примере поведения этих детей четко прослеживались все три степени адаптации. Для того чтобы давать малышам положительный эмоциональный заряд, обеспечить комфортное состояние, снять напряжение я использовала следующие игры : " Шуршалки " (использовала различные бумажки,фантики,всевозможные коробки и коробочки), "Звенелки" (использовала связки ключей,металические крышки,железную банку с монетами) ,"Стучалки " (использовала деревянные ложки,кубики) ,"Дребезжалки" (использовала натянутую нить,щепки или линейки, "Скрипелки" (проводила пальцем по стеклу). Я сшила себе юбку с различными карманами и кармашками,со вшитыми замочками и шнуровками, пуговицами, на которые пристегивались цветочки. шарики геометрические фигурки, детям очень нравился мой многофункциональный наряд. Так же я использовала различные потешки, пестушки,прибаутки,музыкально - ритмические движения с речевым сопровождением. Чтобы снять эмоциональное напряжение, дети приносили в группу любимые игрушки,книжки или предметы с которыми не расставались дома,а также оформила фотоальбомы с фотографиями мам и близких родственников. Для того чтобы складывался контакт со сверстниками, мы с детьми играли в подвижные игры : прятки, догонялки - используя различные игрушки, искалки,такие популярные игры, как " Шла коза по лесу. " ,"По ровненькой дорожке. ,"Пузырь ", "Поезд " и другие. В период адаптации, потребность в доброжелательном внимании по - прежнему остается основой в общении, залогом его дальнейшего развития,нужно лишь постепенно обогащать уже имеющуюся форму общения новыми связями и предлагать ребенку новый тип общения. В каком бы возрасте ребенок не был, поступив в детский сад,я считаю, что сравнительно безболезненность адаптации к новым условиям может быть обеспеченна только тогда, когда учитываются возрастные психологические особенности и характер его связей со взрослыми и сверстниками.