Татьяна Ивановна Деткова
Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи: 1)развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;
2)определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе;
3)способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой.
4)создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий;
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
5)привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;
6)дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.
Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы, учитель по физической культуре, медсестра.
Материалы и оборудование:
• Ноутбук, экран, мультимедийный проектор
• Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов
• Бумажные фигуры человека
• Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей
• Видеозапись лекции логопеда «Факторы речевой готовности детей к школе»
• Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»
• Выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.
• Электронная презентация «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»
• Электронная презентация «Физиологическая подготовка детей к школе»
Ход проведения:
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители, гости! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола». Тема «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником. (слайд №1,2).
Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.
Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест:
Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» (слайд 3,4)
Если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс, если не согласны - минус.
А теперь подсчитайте, если общий показатель принимает значение:
До 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
(Родители обсуждают результаты тестирования)
Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник»
Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска - нет особого беспокойства.
(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)
Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению: (слайд №5)
Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми "Хочу ли я в школу?" (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей,
Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе, (слайд №6)
1. Физиологическая готовность.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Родителям предлагается прослушать лекцию медсестры об укреплении здоровья будущих первоклассников. Родители слушают и делятся собственными действиями по укреплению здоровья дошкольников.
Родителям раздаются памятки «Как правильно выбрать портфель (рюкзак) для первоклассников.
Говоря, о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем в виду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.
Выступление учителя физкультуры с использованием электронной презентации «Физиологическая готовность к школе».
(Родители слушают учителя и делятся своими мнениями)
Родителям раздаются рекомендации по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению.
2. Психологическая готовность.
Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма. Что для Вас, уважаемые родители, является главными факторами успешной подготовки детей к школе?
Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»: На экране перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор,
(факторы успешной адаптации и подготовки к школе, слайд №7)
(Родители выполняют задание и обсуждают его)
Воспитатель: Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику.
Компоненты психологической готовности к школе: (слайд №8)
Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.
Тест на определение уровня психосоциальной зрелости, информация находится на сайте группы http://8492.maam.ru/)
Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.
Родители смотрят видеозапись лекции логопеда о том, каково должно быть речевое развитие ребенка при поступлении в школу. Логопед дает практические рекомендации родителям по обеспечению речевой готовности детей к школе.
Речевое развитие ребенка, поступающего в школу (слайд №9)
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
• создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
• проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
3. Педагогическая готовность.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь, писать (у него должна быть развита мелкая моторика, считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.
Памятка для родителей (на сайте группы http://8492.maam.ru/
Воспитатель: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого круглого стола:
Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть мероприятия
(в баллах 3 – довольны, 2 – частично довольны, 1- не довольны,ответы родителей
Дискуссия
Видеозапись
Оформление
Работа с памяткой
Практические задания
Что побудило Вас придти на заседание круглого стола:ответы родителей
Дисциплинированность
Интерес к поднятой теме
Уважение к воспитателям
Любопытство
Возможное душевное успокоение
Настойчивые просьбы воспитателей
Не знаю