Валентина Витальевна Самойлова
Как помочь ребенку правильно произносить звуки.
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку правильно произносить звуки
В настоящее время неуклонно растет число детей с различными нарушениями речевого развития. Практический опыт работы логопедов показывает, что коррекция речевых расстройств чрезвычайно актуальна.
Хотелось бы обратить внимание и педагогов и родителей на то, что исправить недостатки произношения звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы. У ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков, и при отсутствии каких либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата иногда достаточно в игровой форме показать, как правильно произнести тот или иной звук, чтобы ребенок смог воспроизвести его правильно. Взрослым в большинстве случаев кажется, что у ребенка с возрастом все пройдет само. Но это ошибочное мнение. Ребенку необходимо вовремя помочь.
Публикация «Как помочь ребенку правильно произносить звуки,» размещена в разделах
В общении с ребенком взрослым необходимо постоянно следить за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не подделываясь под детскую речь, не говорить, искажая звуки, так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, путем медленного произнесения слов, выделяя голосом неправильно названный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, а проконсультироваться у специалиста и, если нет серьезных нарушений, попытаться вызвать тот самый звук через некоторое время в игровой ситуации. Необходимо учесть, что работа по их исправлению иногда требует до 3—6 месяцев и более.
У малышей легче всего проверить произношение звуков при помощи игрушек или путем называния окружающих предметов, у детей постарше — при помощи специально подобранных картинок. При этом необходимо предлагать ребенку такие предметы, игрушки, картинки, в названии которых проверяемый звук находится в начале, середине и в конце слова.
Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но взрослые должны помочь ему не только путем показа правильного произношения звука, но и путем организации специальных игр. Так, если у ребенка не получается звук р, то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изображением этих животных, покажите, как они рычат (воспроизведите отчетливо и протяжно звук р, а затем предложите и ребенку произнести этот звук. Ребенку можно предложить воспроизводить карканье вороны : каррр, каррр, звонок будильника: тррр, и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.
Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, например, требовать от 2—3-летнего малыша правильного произношения шипящих звуков, звука л или р, которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звука.
Однако некоторые дети все же не в состоянии своевременно преодолеть несовершенства своего произношения. Тогда оно может перейти в речевой дефект. Такие задержки чаще всего наблюдаются у ослабленных детей (у детей, которые часто болеют, при недостаточном общении, когда ребенок постоянно находится в окружении младших детей; при наличии каких-либо отклонений в строении артикуляционного аппарата или при недостаточной его подвижности, когда затруднено правильное образование звука и т. д.
У 3—4-летнего ребенка, когда он неправильно произносит значительное количество звуков, родителям нередко бывает трудно установить, в каких случаях это объясняется несовершенством произношения, связанным е возрастом, а в каких — недостатком звукопроизношения, требующим исправления. Очевидно, по этой причине родители не всегда своевременно обращаются за помощью к специалисту, считая всякое неправильное произношение звуков возрастным несовершенством речи. При таких недостатках в произношении звуков необходимо показать ребенка логопеду, не дожидаясь, когда ему исполнится 5 или 6 лет и помочь справится с трудностями.