Ольга Горбунова
Конспект занятия «Как можно написать письмо?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный области: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Тема занятия : «Как можно написать письмо?»
Возрастная группа : подготовительная группа (6-7 лет)
Цель занятия : написание письма, через получение знаний об разновидностях писем и их особенностей, через ИКТ игру «Найди пару» и экспериментальную деятельность, что невидимые чернила можно увидеть с помощью специального раствора (йода с водой).
Публикация «Конспект занятия „Как можно написать письмо?“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Задачи занятия :
Обучающая: получение знаний о разновидностях писем, их особенностях через ИКТ игру «Найди пару», и экспериментальную деятельность, что невидимые чернила можно увидеть с помощью специального раствора (йода и воды).
Развивающая: уметь слушать воспитателя в процессе объяснения выполнения заданий, беседы, рассказа; уметь представ-лять о разных видах писем; уметь подтверждать предположение о том, что с помощью специального раствора (йода и во-ды) можно увидеть невидимые чернила.
Воспитательные: уметь дружно согласованно работать в процессе выполнения совместных заданий; бережно обращаться с письмами.
Дополнительные задачи:
Игровая: найти пару иллюстрациям писем, через ИКТ игру «Найди пару».
Дидактическая: закрепить правила пользования писем, через ИКТ игру «Найди пару».
Задача по экспериментированию: подтвердить предположения о том, что с помощью специального раствора (йода и воды) можно увидеть невидимые чернила.
Словарная работа: чернила, йод, письма : электронные, бумажные.
Планируемый результат: написали письмо, через получение знаний об разновидностях писем и их особенностях, через ИКТ игру «Найди пару» и экспериментальную деятельность, подтвердили предположения о том, что с помощью специального раствора (йода и воды, можно увидеть невидимые чернила. Научились слушать воспитателя в процессе объяснения выполнения заданий, беседы, рассказа; Научились подтверждать предположение о том, что, с помощью специального раствора (йода и воды, можно увидеть невидимые чернила. Закрепили правила пользования письмами, с помою ИКТ игры «Найди пару». Подтвердили предположения о том, что с помощью специального раствора (йода и воды) можно увидеть невидимые чернила.
Предварительная работа: рассматривание письма, беседа на темы: «Виды писем», загадки.
Материалы и оборудование: вода, йод, письма, ноутбук, ИКТ доска.
Этапы, продолжительность Задачи педагога Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предварительная деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно – мотивационный этап Формирование установки на предстоящую деятельность. Ребята, встаньте в круг и давайте с вами поздороваемся:
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семь
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали
Вот мы с вами и поздоровались, а теперь давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку (посмотрели друг на друга и улыбнулись).
Молодцы, давайте с таким же прекрасным настроением начнем наше занятие. Садимся на свои места, не забываем спину держим ровно, ноги вместе. Метод: словесный. Форма организации: групповая. Прием: художественное слово. Встают в круг, слушают воспитателя. Демонстрируют умения по организации пространства, зрительное, слуховое сосредоточение.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы С помощью беседы настроить детей на предстоящую деятельность Ребята, для того чтобы узнать, о чем мы будем говорит вам нужно отгадать загадку.
Без ног приходит,
Без языка рассказывает.
(Письмо).
- Какие вы внимательные, конечно это письмо.
-Ребята, а вы знаете что такое письмо?
Письмо — это написанный текст, который посылается для сообщения чего-либо кому-либо.
Письма бывают разные :
• письма-информации;
• письма-поздравления;
• письма-пожелания.
Люди пишут друг другу письма, чтобы общаться с родственниками, друзьями, знакомыми, обмениваться новостями, приятными событиями, радостью, делиться своими мыслями и впечатлениями.
Нам тоже прислали письмо, но от кого оно не известно. Мы узнаем это тогда, как прочитаем его. Читаю письмо. (ребята, у меня беда мне фея отправила письмо, но я не могу его прочитать, там нет букв, оно написано невидимыми чернилами. Помогите мне пожалуйста, ваш друг Миша). -Ребята, поможем Мише? Конечно поможем Мише, ведь друг другу нужно помогать! Сегодня мы поможем Мише, поговорим о том, как можно написать письмо, для чего нужны конверты, и поиграем на интерактивной доске! Метод: словесный. Форма организации: групповая. Прием: проблемная ситуация. Слушают воспитателя. Понимание проблемы, выражение желания ее решить.
2.2. Этап ознакомления с материалом Формирование умений практического опыта. Прежде чем проводить опыты, давайте вспомним правила, которые мы должны выполнять при проведении опытов с водой. У вас на столах стоит стакан с водой и стакан с йодом. Будьте осторожны при проведении опыта. Давайте наши предположения внесем в таблицу. Получиться ли у нас увидеть невидимый текст? У доски стоим на расстоянии вытянутой руки, на провода не наступаем. Садимся на места.
-ребята, давайте начнем проводить наш эксперимент. (Имя) помоги мне проводить эксперимент. Сначала в стакан с водой добавляем пару капель йода, затем этот раствор наносим на наше письмо. И у нас случается волшебство, проявляется текст.
«Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написала вам фея. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то сможете тоже писать невидимыми чернилами. Желаю удачи. Фея».
-Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? (Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью, пищевыми красителями). Скажите, ребята, что удобнее использовать вместо ручки? Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодным раствором ничего не изменилось, буквы не проявляются. Что можно использовать еще вместо чернил? Можно ли использовать сок разных фруктов и овощей? Берем сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим напоминаю, что сок фруктов и овощей плохо отстирывается от одежды, поэтому нужно надеть передники. Ребята, из какого сока лучше получаются невидимые чернила? Правильно, из лимона. невидимые чернила получаются из лимона. Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали. Ребята, вы молодцы, что смогли правильно разгадать секрет чернил, теперь вы можете тоже писать невидимыми чернилами.
А теперь давайте сверим наши предположения и проверим оказались ли верны наши предположения или нет. У доски стоим на расстоянии вытянутой руки, на провода не наступаем. Садимся на места. Метод: словесный. Форма организации: групповая.
Приё м: эксперимент. Слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Действуют в соответствии с указанием взрослого.
2.3. Этап практического решения проблемы Беседа. Ребята, а кто-то из вас получал письма? (да). И как они до вас дошли? (по почте).
Сегодня нас ждет увлекательная экскурсия, где мы познакомимся с историей развития письма. Ребята, как вы думаете до появления ручки, чем писали и рисовали наши предки? Древний человек писать не умел, поэтому он много рисовал. Как вы думаете, чем рисовали древние люди? Прошло время, человек придумал буквы и понял, что углём писать буквы не так уж удобно и придумал? Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей, бекасов - водоплавающих птиц. Много лет перо служило человеку, что бы им писать нужно было кончик пера обмокнуть в чернила, а кто знает из чего состоят чернила? Правильно из сажи или охры смешанной со смолой и получались чернила. Проходило время, человек подумал, а как усовершенствовать перо? Что бы не щекотало нос и клякс не оставлял, и изобрел первую перьевую ручку. После появления перьевой ручки, человек вновь её усовершенствовал и придумал всеми известную? Правильно «Шариковую ручку».
-Ребята, а как можно доставить письма? Скажите, а как еще можно доставить письма?
– Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен (Почтовый вагон).
-Чтобы отправить письмо авиапочтой, нужен (Самолет).
– Чтобы отправить письмо голубиной почтой, нужен (Голубь).
– Чтобы отправить письмо электронной почтой нужен (Компьютер).
– Чтобы отправить письмо на север, нужны (Собачьи упряжки, вертолет).
– Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, какой почты сейчас нет? (Голубиной).
- Что нужно, чтобы листок стал письмом? Да, ребята, необходим конверт.
- Рассмотрите почтовый конверт. Что на нем пишут?
АДРЕС – надпись на письме, указывающая место назначения и получателя
- Отправится ли в путешествие это письмо? (Нет.) Почему? Вы, верно, сказали, что на конверте должна быть марка.
МАРКА – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их коллекционируют.
-Сейчас, я вам предлагаю написать письмо своему другу невидимыми чернилами. Но сначала договоритесь, между собой кто будет писать, а кто разводить раствор. Можете помогать друг другу.
Молодцы, у вас получились такие интересные и необычные письма.
Я заметила, что вы устали сидеть, давайте встанем и разомнемся.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце поглядели, и их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно ладонями хлопаем, ногами топаем!
Метод: словесный. Форма организации: групповая. Прием:
Беседа. Слушают воспитателя. Действуют в соответствии с указанием взрослого.
2.4. Этап проведения дидактической игры на ИКТ оборудовании Формирование умений играть на ИКТ оборудовании. Вы сейчас хорошо размялись, и я подумала, что нам нужно поиграть на интерактивной доске. Игра называется «Найди пару». Не забываем, у доски стоим на расстоянии вытянутой руки, на провода не наступаем. Ваша задача найти одинаковые картинки писем.
Договоритесь между собой, кто будет ходить первым, а кто вторым. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки, в конце выберем победителя. Готовы? Молодцы! Вы отлично поиграли. (Имя, ты занимаешь первое место, потому что ты ни разу не ошиблась, а (Имя, занимает второе место, но (Имя, не расстраивается ей повезет в следующий раз. А за участие вы получаете медали. Давайте сядем на свои места, не забывает спину держим ровно, ноги вместе. Ребята, пока мы играли наши глаза устали, давайте сделаем для них гимнастику:
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной
Ну-ка лучик повернись,
На глаза мне покажись
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду
Молодцы! Метод: словесный. Форма организации: групповая. Прием: художественное слово, дидактическая игра. Играют. Действуют в соответствии с указанием взрослого.
3. Заключительный этап Анализ результатов, подведение итогов. Ребята, помните, что Миша просил нас о помощи, прочитать письмо от феи? Он отправил нам ответное письмо, давайте послушаем! (слова благодарности от доктора Миши).
О чем мы сегодня говорили? Кому помогали?
Ребята, как вы думаете мы справились с целью нашего занятия : поиграли на интерактивной доске, помогли прочитать письмо с невидимыми чернилами. Да, я тоже считаю, что вы справились, молодцы!
(Имя, оцени, как (Имя) занималась на занятие и покажи это жестом.
(Имя, оцени, как (Имя) занималась на занятии и покажи это жестом.
На ваших столах лежат два смайлика: веселый и грустный, поднимите веселый, если вам понравилось наше занятие и грустный, если нет! Почему ты выбрал именно этот смайлик? Что больше всего понравилось на занятие? Отлично!
До новых встреч! Метод: словесный. Форма организации: групповая. Прием: художественное слово. Подводят итоги. С помощью беседы подводят итоги.