Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «Когда можно плакать» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Когда можно плакать».
Задачи.
- Вовлекать детей в диалог, побуждать к рассуждениям.
- Учить передавать содержание текста своими словами.
- Анализировать смысл многозначных слов.
- Подбирать синонимии.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Когда можно плакать“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стенгазеты
- Темочки
- Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.
- Воспитывать интерес к письменной речи.
Материалы и оборудование. Карточки с изображением и словами: ночь, день, солнце, луна; животных: петух, кузнечик, лягушка, соловей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, о чем будем говорить сегодня на занятии, вы узнаете, когда поможете разобраться в пословице. Послушайте внимательно пословицу:
Поспешишь - людей насмешишь.
Как вы понимаете эту пословицу? Почему вы так думаете?
Дети: Я думаю, если быстро что - то делать, то можно насмешить людей, потому что не получится выполнить работу хорошо, если торопиться, не стараться.
Воспитатель: Верно, работа не любит спешки. Подберите противоположное слово к слову торопливый.
Дети: Медленный.
Воспитатель: Послушайте еще две пословицы и скажите, какая из них больше подходит к нашей пословице:
Языком не спеши, а делами не смеши.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Дети: Первая пословица подходит, потому что в ней тоже говорится, что нужно хорошо стараться, подумать прежде чем начать работу.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как вы выполняете работу? (Ответы детей). Воспитатель: Молодцы! Правильно, прежде чем начать что - то делать, надо сначала подумать, что и как ты это будешь делать. Это называется придумать план работы.
Воспитатель: Вам пословицы подсказали о чем будем сегодня говорить?
Дети: О времени.
Воспитатель: Правильно. Для второй пословицы: Скучен день до вечера, коли делать нечего, у меня есть сказка. Называется она «Когда можно плакать». Давайте послушаем ее:
Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит: Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь.
Заплакала Маша днем. Вылез из травы Кузнечик и говорит: Не плачь, Маша! Я днем скачу, а ты плачешь, мне скакать мешаешь.
Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки и говорят: Не плачь, Маша! Вечером мы квакаем, а ты плачешь, нам квакать мешаешь.
Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада Соловей и сел на окно и говорит:
Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь. Маша пошла к маме, рассказала как она мешала всем и спросила у мамы, а когда мне плакать? Мама ей сказала: А ты никогда не плачь. Ведь ты уже большая девочка.
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Кому мешала Маша своим плачем?
Дети: Маша мешала своим плачем петушку, кузнечику, лягушкам, соловью.
(При каждом ответе воспитатель вывешивает картинки с изображением животных).
Воспитатель указывает поочередно на картинки с животными с задает вопросы:
Воспитатель: Что сказал ей петушок?
Дети: Петушок сказал: Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь.
Воспитатель: Что сказал ей соловей?
Дети: Соловей сказал: Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.
Воспитатель: Что спросила Маша?
Дети: Маша спросила: А когда же мне плакать?
Воспитатель: Что ответила ей мама?
Дети: Мама ей сказала: А ты никогда не плачь. Ведь ты уже большая девочка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Маша плакала? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Можно ли сказать о Маше словами поговорки: «Скучен день до вечера, коли делать нечего?»
Дети: Я думаю …
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что, …
Воспитатель: Сейчас я предлагаю еще раз послушать эту сказку, а потом пересказать ее. А чтоб вам легче было пересказывать, мы с вами составим схему.
Воспитатель, прочитав сказку, читает первый абзац:
Утром заплакала Маша. Заглянул в окно Петушок и говорит: Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (Дети могут предложить изобразить на листке восходящее солнце, девочку и петушка).
Воспитатель читает второй абзац:
Заплакала Маша днем. Вылез из травы Кузнечик и говорит.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (Дети могут предложить изобразить яркое солнышко, девочку и траву либо кузнечика).
Воспитатель читает третий абзац:
Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (Дети могут предложить изобразить красное солнышко, девочку, лягушку возле пруда).
Воспитатель читает четвертый абзац:
Заплакала Маша ночью. Прилетел из сада Соловей.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (Дети могут предложить изобразить месяц со звездами, девочку, птичку на окне).
Воспитатель читает последний абзац:
Маша пошла к маме.
Воспитатель: Как можно изобразить эту часть сказки? (Дети могут предложить изобразить девочку и маму).
Вот мы с вами и составили схему.
Воспитатель: Я предлагаю ее не просто рассказать, но и разыграть, для этого разделитесь на пары (Дети делятся на пары и садятся рядышком). Первой паре надо будет рассказать первую часть сказки, а второй - вторую часть, (Воспитатель при этом указывает на часть схемы и раздает парам животных из сказки, третья пара - третью часть (и так все пять пар взяли часть сказки и по одной картинке с животным) и т. д.
Я буду Машей. Вам необходимо договориться между собой, кто будет рассказчиком, а кто будет говорить за другого героя сказки.
Дети, работая в паре должны договориться о ролях и словах которые они должны будут сказать, затем поэтапно рассказывают и разыгрывают сказку.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо у вас получилось! А сейчас встаньте в круг. Сейчас мы с вами будем учить скороговорку. Ходим по кругу и повторяем за мной. А теперь ходим быстрее и повторяем быстрее.
Воспитатель выложил карточки: ночь, день, солнце и луна на доску: Посмотрите на картинки. Что вы видите? (Дети называют картинки).
Воспитатель: Ребята, сочините предложения об этих картинках
Дети: Ночью светит луна. Днем светит солнце. (Дети могут придумать другие предложения из этих картинок).
Итог.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего понравилось? О чем оно было? Как вы будете свое время проводить? (Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы! Все сегодня молодцы. Занятие окончено.