Татьяна Проулочнова
Консультация для воспитателей «Как активизировать речевое общение»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Как активизировать речевое общение»
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как активизировать речевое общение“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Доказано, что если на просьбу ребенка выраженную жестом взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т. е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.
В настоящее время много дошкольников с недостаточно развитой речевой активностью. Обычно дети, занимаясь какой-либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее (говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачам и т. д.). Наши же дети не так часто прибегают к речи по собственной инициативе.
Развитию речи в детском саду необходимо уделять самое большое внимание: проводить занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это даст положительные результаты, но они касаются количественной стороны речи. Подлинного же ее развития не происходит. На занятиях ребенок, подчиняясь взрослому, поизносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение детей между собой и с окружающими взрослыми крайне скудно. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить их эффективность находиться в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.
Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоги и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывание синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Условия развития речевой активности :
общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
умение преодолевать скованность застенчивость;
способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.
Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Помехам речевой активности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.
Сегодня мы рассмотрим технологии психологических, психотерапевтических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные воздействия могут быть реализованы в качестве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий.
Технология №1. Активизация деятельности детей.
Основным содержанием данной технологии являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике, пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки. Упражнения, а так же этюды этой технологии проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так и развития. Организуя работу, воспитатель и это очень важно должен создать у детей потребность подражать действиям взрослого. С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как.», «Изобрази, как…», «Повтори за мной…» и т. п. Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т. п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удовлетворение, радость). С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого (он объясняет и показывает, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния). Примеры технологий:
«Собака принюхивается» Педагог предлагает детям внимательно слушать рассказ («Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах») мимикой показать внимание. Если детям это не удается, педагог сам показывает соответствующие выразительные движения и предлагает повторить.
«Зеркало» Воспитатель говорит детям : «Вы будите зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце скажи, какое выражение на моем лице?» Используется два варианта определения мимики воспитателя : дети называют выраженное на лице эмоциональное состояние самостоятельно, или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы. Я рассердилась. и т. п.» При продолжении игры нужно не только назвать выражение, но и скопировать его.
«Походка и настроение» Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем, как воробушек, веселый клоун, кенгуру, козлик, кузнечик…. Походим, как мишка косолапый, как маленький ребенок, который только учится ходить, как манекенщица; полетаем, как синичка, как самолет, как орел и т. д.
«Ролевая гимнастика» Ребенок рассказывает стихотворение или пословицу или скороговорку - шепотом, громко, медленно, как ползучая змея; быстро, как пулеметная очередь.
Технология №2. Активизация компонентов речевой деятельности.
Активизация речевой деятельности в целом не возможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
«Кто быстрее» Воспитатель произносит любое слово, в ответ дети называют слово, которое первое пришло им на ум, но по каким-либо причинам связанное с названным, например, книга - толстая, редкая; дерево – стоит, береза, зеленое; сердитый – папа, кот, начальник; помидор – огород, красный, сок, салат и т. д.
«Домашнее животное» из набора предложенных слов дети называют домашнее животное и как можно быстрее его поизносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Овощи», «Цветы», «Транспорт» и т. д.
«Подбор прилагательных» Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указываю и как можно больше признаков, например, стол – деревянный, кухонный, обеденный, круглый, удобный, маленький и т. д.
Игра с мячом «Скажи наоборот» Взрослый называет слово и бросает мяч детям, ребенок ловит мяч и говорит противоположное по значению слово. Например, дать-взять, поднять-опустить, белый – черный и т. д.
«Закончи предложение» По круга воспитатель передает флажок и тот у кого он в руках дожжен закончить предложение, например, «Я надела шубу, потому, что….»; «Папа пришел домой радостный, так как …»; «На улице идет дождь, потому что…».