Светлана Комарова
Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение»
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только как коммуникативная форма речи, простой обмен репликами, но и как вид общения, в котором возникают «диалогические» отношения, а ребенок выступает равноправными партнером по общению. Именно в общении и сотрудничестве сначала со взрослым, а потом и со сверстниками происходит становление речи – целенаправленной, мотивированной деятельности, опосредованной знаками языка, мотив которой лежит вне нее, а именно в предметной и бытовой деятельности, игре и др.
Публикация «Консультация для воспитателей „Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Речь, язык (языковой знак как культурное орудие) включены в механизмы формирования всех высших психических функций, прежде всего мышления. Это такое средство регулирования собственной деятельности, канал трансляции культуры, ее передачи от старших поколений к младшим. Более того, родной язык – условие формирование национального самосознания, а речевое общение – условие успешной социализации ребенка, включения его в детское сообщество.
С начала 1990- х годов отмечается снижение уровня речевого развития дошкольников, позднее появление активной речи (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи или даже ее отсутствие у большого числа детей 2 – 2,5 лет. Эти негативные тенденции прослеживаются с самого начала речевого онтогенеза (уже в начале 2-го года жизни) и далее в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отмечается такие явления, как увеличение количества гиперактивных детей, отличающихся нестабильностью эмоциональной сферы, а также рост проявлений агрессии с их стороны, зависимости от телевизора, так называемого клипового сознания и др. Причины негативных тенденций связаны с ухудшением здоровья детей и со сложностями в социальном развитии.
Так, исследователи отмечают рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. А при отсутствии грудного вскармливания, что сейчас не редкость, происходит неправильное формирование прикуса; к этому же ведет неправильное питание, избегание твердой пищи.
Среди причин, связанных с социальными развитием детей, необходимо назвать такие явления современной жизни, как стрессогенный социум (он реально и потенциально выступает пусковым механизмом многих психосоматических заболеваний, репрессивная педагогика, особенно в практике семейного воспитания, когда дети подвергаются насилию и др.
Как отмечают специалисты, имеет место дефицит общения, являющийся причиной эмоционального дискомфорта: родители мало общаются с детьми, практически не читают им книг и т. д.
В последнее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики проблем речевого развития младенцев, поиск новых форм и методов работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, прежде всего связанных с развитием языковой личности и формированием коммуникативно – речевых способностей с самого начала речевого онтогенеза.
Попытка строить обучение исключительно в форме игры приводит к тому, что игра теряет свое основное свойство быть самодеятельной свое основное свойство быть самодеятельной свободной детской активностью, а дети нередко оказываются лишенными полноценного личностно значимого общения. Попытки устранить из образовательного процесса занятия и даже само слово «занятие», предпринимаемые в настоящее время, подрывают основы систематичности в обучении, что уже неоднократно происходило в истории дошкольного воспитания и, как известно, приводило к существенным потерям.
А. П. Усова рассматривала занятие как форму организации обучения и как форму организации деятельности дошкольника. Она полагала, что у детей в процессе фронтальных занятий формируется учебная деятельность. Вместе с тем термин «занятие» употребляется в дошкольной дидактике даже применительно к детям раннего возраста, хотя в этом возрасте учебной деятельности не может быть по определению. Внешний учебно – дисциплинарный антураж урока не является сутью занятия как формы организации обучения. Его суть – последовательное выстраивание развивающих задач в системе, по определенной программе, вовлечение всех детей в процесс ее освоения. Занятия не обязательно должны быть фронтальными, они могут организовываться с подгруппой детей и даже с одним ребенком. Они могут и должны быть эмоционально насыщенными и интересными. Важно, чтобы занятия становились деятельностью, инициируемой и направляемой педагогом. Занятия не должны занимать основное время пребывания ребенка в детском саду, строиться с жесткой привязкой к расписанию, подавлять инициативу и собственную активность ребенка (и педагога тоже). Следует уважать право ребенка на свободное участие в совместной деятельности, т. е занятие должно строиться с учетом свободного волеизъявления и творчества ребенка.
Этого можно достичь в рамках личностного подхода в образовании, при установлении с детьми партнерских отношений, в ситуации диалогического общения, при обогащении коммуникативно – деятельностного опыта детей в совместных с педагогом играх и других видах деятельности кооперативного типа в сочетании с деятельностью по инициативе, по выбору детей.
Для самодеятельных игр и самостоятельной деятельности следует отводить определенное время (они не должно строиться попутно, например сопровождая режимные моменты, ведь самодеятельная детская активность является условием саморазвития языковой личности, коммуникативной компетенции. Это область реализации генетически заложенных программ речевого онтогенеза, сфера, в которой ребенок развивается по своей собственной программе.
На основе анализа положений психологии и психолингвистики о роли игры в развитии языковой способности дошкольника выделены две сферы игр в образовательном процессе детского сада:
- организуемые взрослым (словесные дидактические, сюжетно – дидактические, театрализованные).
- самодеятельные, возникающие по инициативе детей
(сюжетно-ролевые, режиссерские, театральные, традиционные).
В этих играх речь – ролевая и по поводу игры – имеет существенное значение для успешности деятельности, и, следовательно, игры могут создавать условия для освоения языка и налаживания речевого взаимодействия.