Лучший педагог года

Изучение особенностей воображения у детей 5–6 лет

Васильева Светлана Андреевна
Изучение особенностей воображения у детей 5–6 лет

Аннотация. Статья посвящена изучению особенности воображения у детей 5-6 лет. В статье раскрываются понятие воображения у старших дошкольников и особенности изучения воображения у детей 5-6 лет. Автор описывает изучения особенности воображения у детей 5-6 лет во всестороннем развитии детей. Выявлено, что воображения является особым свойством психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Установлено, что воображение связано со всеми сторонами психической деятельности детского сада.

Публикация «Изучение особенностей воображения у детей 5–6 лет» размещена в разделах

Ключевые слова: воображение, дошкольный возраст, развитие, старший дошкольный возраст.

На сегодняшний день особое место занимает проблема познавательного развития у детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей в системе образования является развития творческого потенциала ребенка. Это предполагает изменению учебно-воспитательного процесса с учетом актуальных потребностей современного общества.

Развитие воображения тесно связано с другими познавательными процессами: с мышлением, памятью и восприятием. Воображение представляет собой особое свойство психики человека. Она занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.

Воображение усиленно развивается в детском возрасте. Если не заниматься его развитием, то постепенно происходит снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения исчерпаются. А это ведет к снижению личности и творческих возможностей.

Особое место воображение занимает в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.

По мнению, Э. В. Ильенкова основная функция воображения – это преобразование оптического явления на поверхности сетчатки во внешний образ.

К возникновению воображения, зарубежные исследователи выделяют три основных подхода. На первом подходе объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже считал, что воображение отрицательно влияет на ребенка. Словно может искажать его представления о реальности.

По мнению, З. Фрейда творческие процессы основаны на ранних переживаниях ребенка. Потому что, творческое воображение позволяет ребенку сменить напряженные ситуации. Представители такого же, взгляда (М. В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби) отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а фантазия определяется потребностью желаний [7, c. 17].

На втором подходе развитие воображения обобщает опыт индивида и ход его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в основе развития воображения представляют способность к представлениям, воплощающие в процессе жизненных позиций и особых задач, предполагающие выявления творческих возможностей каждого ребенка. Изучая развитие воображения в игре с предмет – заместителем К. Коффка выявил, что у ребенка есть своеобразный мир детских манер поведения, состоящие из отдельных действий [8, c. 91].

В третьем подходе, основателями А. Бэн и Т. Рибо, возникновение и развитие воображения проявляется накоплением индивидуального опыта.

Л. С. Выготский утверждает, что образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, которые мы приобретаем в реальности [12,c.47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.

В среднем дошкольном возрасте повышается творческий аспект деятельности ребенка. К ним относятся: игра, ручной труд, рассказывания и пересказ. В пять лет появляется мечты о будущем, которые в данный момент носят ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.

Воображение формируется в умственную деятельность, ориентированную на изменение окружающего мира. Основным источником для создания образа становятся описывающие представления. Когда ребенок придумывает сказки, перевертыши, продолжающиеся истории, начинает развиваться словесные формы воображения, тесно связанные с развитием речи и мышления. Дети дошкольного возраста в воображении выходят из реального состояния, сохраняют самостоятельность от нее, и видят глазами, как своеобразных людей, так и предметов и животных.

Воображение дошкольника частично продолжает быть непроизвольным. Прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка являются предметом его фантазии.

Воображая ребенок изучает окружающий мир. И все его ощущения объединяются в полное представление. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти объяснение какому-либо факту действительности.

Воображение расширяет границы познания, позволяет дошкольнику участвовать в событиях, не вытекающие в повседневной жизни. С помощью этого в игре он может помочь сверстникам во время шторма, вести корабль через рифы и преодолевать бурю. Такие игры удовлетворяют интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.

Воображение характеризуется и реальностью. Она помогает ребенку оценить факты с точки зрения их возможностей или невозможностей. А еще воображение помогает ребенку отыскать творческое решение познавательной проблемы.

С помощью воображения старший дошкольник выдумывает воображаемые образы. После этого пополняют их персонажами отдельными характеристиками и отдельными поведениями.

Творческий характер воображения зависит от способностей ребенка. Которые имеют преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности.

Дошкольник в словесном творчестве выделяет выдуманных персонажей реальными чертами. Включает их в характерные ситуации, предоставляя человеческими мыслями, чувствами и поступками. С помощью этого он использует поведение животных с человеческих позиций. И отражает опыт социальных взаимоотношений.

Ребенок в изобразительном творчестве создает фантастические образы. Сначала с помощью элементарных приемов. Такими как, изменения цветов и изображением объектов. Со временем рисунки становятся все более содержательными и оригинальными.

Со временем образы детского воображения усваивают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. Старшие дошкольники в сказках захватывают внутренний мир героев. А еще ребенок приписывает персонажам нравственные качества.

Выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;

• постепенно оно превращается в фантазирование;

• ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

• постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.

Таким образом, воображения является особым свойством психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Установлено, что воображение связано со всеми сторонами психической деятельности детского сада. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею. Воображая, ребенок изучает окружающий мир. Воображение расширяет границы познания, позволяет дошкольнику участвовать в событиях, не вытекающие в повседневной жизни. С помощью воображения старший дошкольник выдумывает воображаемые образы.

Список использованных источников

1. Артемова, Л. В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – М. : Томирис, 2015. – 112 с.

2. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М. Я. Басов, B.Н. Мясищев, В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 2005. – 432 с.

3. Башлакова, Л. Н. Психологические занятия – тренинги в детском саду [Текст] / Л. Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014.

4. Белкина, В. Н. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.

Публикации по теме:

«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Изучение ПДД в ДОУ Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге. Уличное движение делает дороги всё более.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Изучение формы» Конспект занятия с детьми раннего возраста. «Кукла Оля» Цель: формировать восприятие формы. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение особенностей воображения у детей 5–6 лет
Опубликовано: 6 июня 2021 в 20:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение особенностей воображения у детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Светлана Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД