Васильева Светлана Андреевна
Изучение особенностей воображения у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена изучению особенности воображения у детей 5-6 лет. В статье раскрываются понятие воображения у старших дошкольников и особенности изучения воображения у детей 5-6 лет. Автор описывает изучения особенности воображения у детей 5-6 лет во всестороннем развитии детей. Выявлено, что воображения является особым свойством психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Установлено, что воображение связано со всеми сторонами психической деятельности детского сада.
Публикация «Изучение особенностей воображения у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Ключевые слова: воображение, дошкольный возраст, развитие, старший дошкольный возраст.
На сегодняшний день особое место занимает проблема познавательного развития у детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей в системе образования является развития творческого потенциала ребенка. Это предполагает изменению учебно-воспитательного процесса с учетом актуальных потребностей современного общества.
Развитие воображения тесно связано с другими познавательными процессами: с мышлением, памятью и восприятием. Воображение представляет собой особое свойство психики человека. Она занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею.
Воображение усиленно развивается в детском возрасте. Если не заниматься его развитием, то постепенно происходит снижение этой функции. В связи с этим возможности воображения исчерпаются. А это ведет к снижению личности и творческих возможностей.
Особое место воображение занимает в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра.
По мнению, Э. В. Ильенкова основная функция воображения – это преобразование оптического явления на поверхности сетчатки во внешний образ.
К возникновению воображения, зарубежные исследователи выделяют три основных подхода. На первом подходе объединяют эволюцию творческих процессов с созреванием определенных структур. Ж. Пиаже считал, что воображение отрицательно влияет на ребенка. Словно может искажать его представления о реальности.
По мнению, З. Фрейда творческие процессы основаны на ранних переживаниях ребенка. Потому что, творческое воображение позволяет ребенку сменить напряженные ситуации. Представители такого же, взгляда (М. В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби) отмечали, что связь между фантазией и реальной жизнью ребенка отсутствует, а фантазия определяется потребностью желаний [7, c. 17].
На втором подходе развитие воображения обобщает опыт индивида и ход его биологического развития. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) в основе развития воображения представляют способность к представлениям, воплощающие в процессе жизненных позиций и особых задач, предполагающие выявления творческих возможностей каждого ребенка. Изучая развитие воображения в игре с предмет – заместителем К. Коффка выявил, что у ребенка есть своеобразный мир детских манер поведения, состоящие из отдельных действий [8, c. 91].
В третьем подходе, основателями А. Бэн и Т. Рибо, возникновение и развитие воображения проявляется накоплением индивидуального опыта.
Л. С. Выготский утверждает, что образы воображения основываются на представлениях и впечатлениях, которые мы приобретаем в реальности [12,c.47]. Также воображение связано с эмоциональной стороной жизни человека.
В среднем дошкольном возрасте повышается творческий аспект деятельности ребенка. К ним относятся: игра, ручной труд, рассказывания и пересказ. В пять лет появляется мечты о будущем, которые в данный момент носят ситуативный характер, неустойчивые, обусловленные событиями, вызвавшими эмоциональный отклик.
Воображение формируется в умственную деятельность, ориентированную на изменение окружающего мира. Основным источником для создания образа становятся описывающие представления. Когда ребенок придумывает сказки, перевертыши, продолжающиеся истории, начинает развиваться словесные формы воображения, тесно связанные с развитием речи и мышления. Дети дошкольного возраста в воображении выходят из реального состояния, сохраняют самостоятельность от нее, и видят глазами, как своеобразных людей, так и предметов и животных.
Воображение дошкольника частично продолжает быть непроизвольным. Прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка являются предметом его фантазии.
Воображая ребенок изучает окружающий мир. И все его ощущения объединяются в полное представление. Оно активизируется в ситуациях неопределенности, когда ребенок не может найти объяснение какому-либо факту действительности.
Воображение расширяет границы познания, позволяет дошкольнику участвовать в событиях, не вытекающие в повседневной жизни. С помощью этого в игре он может помочь сверстникам во время шторма, вести корабль через рифы и преодолевать бурю. Такие игры удовлетворяют интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.
Воображение характеризуется и реальностью. Она помогает ребенку оценить факты с точки зрения их возможностей или невозможностей. А еще воображение помогает ребенку отыскать творческое решение познавательной проблемы.
С помощью воображения старший дошкольник выдумывает воображаемые образы. После этого пополняют их персонажами отдельными характеристиками и отдельными поведениями.
Творческий характер воображения зависит от способностей ребенка. Которые имеют преобразовывать впечатления, используемые в игре и художественной деятельности.
Дошкольник в словесном творчестве выделяет выдуманных персонажей реальными чертами. Включает их в характерные ситуации, предоставляя человеческими мыслями, чувствами и поступками. С помощью этого он использует поведение животных с человеческих позиций. И отражает опыт социальных взаимоотношений.
Ребенок в изобразительном творчестве создает фантастические образы. Сначала с помощью элементарных приемов. Такими как, изменения цветов и изображением объектов. Со временем рисунки становятся все более содержательными и оригинальными.
Со временем образы детского воображения усваивают все большую эмоциональность, наполняются личностным смыслом. Старшие дошкольники в сказках захватывают внутренний мир героев. А еще ребенок приписывает персонажам нравственные качества.
Выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
• воображение становится произвольным, ребенок научается планировать и реализовывать замысел;
• постепенно оно превращается в фантазирование;
• ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
• постепенно ребенок научается создавать образы без наглядной опоры.
Таким образом, воображения является особым свойством психики человека, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Установлено, что воображение связано со всеми сторонами психической деятельности детского сада. Именно воображение позволяет человеку творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею. Воображая, ребенок изучает окружающий мир. Воображение расширяет границы познания, позволяет дошкольнику участвовать в событиях, не вытекающие в повседневной жизни. С помощью воображения старший дошкольник выдумывает воображаемые образы.
Список использованных источников
1. Артемова, Л. В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – М. : Томирис, 2015. – 112 с.
2. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения [Текст] / М. Я. Басов, B.Н. Мясищев, В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 2005. – 432 с.
3. Башлакова, Л. Н. Психологические занятия – тренинги в детском саду [Текст] / Л. Н. Башлакова. – Минск: Тринити, 2014.
4. Белкина, В. Н. Дошкольное обучение и развитие. Воспитателям и родителям [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.