Получи документы

Изобразительная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Наталья Павленко
Изобразительная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В. А. Сухомлинский

Задачи:

Публикация «Изобразительная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

1. Закреплять экологические знания дошкольников в различных видах изобразительной деятельности.

2. Формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней.

3. Прививать любовь к русской национальной культуре через знакомство с изобразительным искусством.

4. Учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности /рисование, лепка, аппликация/ развивать творческие способности детей.

5. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы.

Каждый из видов работ решает определенные задачи экологического воспитания и изобразительной деятельности.

Краски и формы природы. Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.

Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе. Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности.

Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В. А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т. п.) являются составляющими каждого проводимого мною занятия по изодеятельности.

На данных занятиях я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения:

• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;

• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;

• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;

• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;

• способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т. п.) для осуществления своего замысла;

• умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

• умение работать с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, фломастерами, пластилином, белой и цветной бумагой, природными материалами и т. п.

• готовность быть активными на занятиях, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно и пр.

В содержание занятий по изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная координация и речь.

Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т. п., делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т. д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.

Демонстрация детям слайд-фильмов, состоящих из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Зрительный ряд стараюсь подбирать таким образом, чтобы он направлял внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу, так и непривычных (редко встречающихся, малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т. п. В видеотеке нашей группы имеются такие слайд-фильмы, как «Деревья Краснодарского края в разное время года», «Растительный и животный мир Кубани», «Флора и фауна Краснодарского края», а также фотографии различных климатических зон. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.

Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е. К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей»любовью».

Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т. п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.

Во время практической работы свожу к минимуму заимствование детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых изображение не статично, а динамично, поощряю композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь помочь найти в каждой что-то значительное. Развивая в детях оценочные суждения, использую вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлый рисунок?», «Какой рисунок самый нарядный (красивый, динамичный, красочный, озорной, грустный и т. п. ?», «Как вы думаете, почему мне понравилась эта работа?», «О чём интересном рассказал нам этот рисунок?», «Какое настроение у этого пейзажа?», «Чем тебе нравится эта работа?», «Что бы ты сделал иначе?», «Как бы вы назвали эту картину?» и т. д.

В процессе практической деятельности детей иногда приходиться наблюдать несоответствие задуманного и реально получившегося образа, поскольку рассеянное внимание, присущее дошкольникам, не способствует устойчивости замысла. При анализе работ указываю на эти несоответствия и хвалю тех, кто успешно справился с заданием.

Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, и я, как режиссёр, поначалу распределяла обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобрели опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появились те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом.

Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповое помещение желательно оформять растительными композициями (флористика, иметь аквариум, клетку с попугаями, плакаты, фотостенды, папки с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В. А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности. Ведь именно в работе по изодеятельности можно показать красоту и чистоту природы, окружающего мира. Каждый ребёнок не только закрепить полученные во время наблюдений, бесед, всевозможных рассматриваний, экспериментов и опытов знания, но и выразить своё отношение к природе, к данному исследуемому объекту.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Изобразительная деятельность младших дошкольников с использованием нетрадиционной техники «Снежная баба»Изобразительная деятельность младших дошкольников с использованием нетрадиционной техники «Снежная баба» Цель:продолжать знакомить детей с круглой формой. Задачи: - учить рисовать предметы круглой формы; - продолжать учить детей пользоваться.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 29 июня 2021 в 07:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Павленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД