Оксана Малинина
Изобразительная деятельность как средство развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность играет важную роль для ребёнка и является источником творчества и радости. Необходимым условием уме-ния изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Для изображения объекта сначала надо с ним ознакомиться, потом его запом-нить (величина, форма и т. д.).
Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций, сенсорики, обогащению словарного запаса, речи дошкольника. И это способствует интеллектуальному развитию ребёнка. Одним из выра-зительных средств выступает цвет. Цвет помогает детям передавать в ри-сунке свои эмоции, чувства, отношения. Ребёнок применяет изобразитель-ную деятельность как способ понимания окружающей действительности и выстраивания с ней своих отношений, так как его мышление более образ-но. Прежде всего, для того, чтобы ребёнок мог заниматься творчеством, сначала его надо научить, как передать на бумаге то, что у него возникло в воображении. Если ребёнка не научить этому, то его фантазии могут не проявиться в рисунке, а превратиться в «мазню», которая может отбить желание рисовать.
По мнению психологов, рисование непосредственно связано с интел-лектуальным развитием ребёнка. В процессе обучения рисования появля-ется необходимость использования цвета. Здесь наблюдаются два пути применения цвета. Первый путь: ребёнок сам раскрашивает предмет по-нравившимися красками, которые не соответствуют реальному цвету предмета. Другой путь: ребёнок правильно окрашивает предмет в 17 соот-ветствии с его реальным цветом. При этом дети могут закрасить изобра-жение однотонно, так как используют цвет в качестве признака. Значит, де-ти не используют собственное восприятие, пользуясь установками взрос-лых.
Занятия основными видами изобразительной деятельности (рисова-нию, аппликации, конструировании, лепке и ручному труду) постоянно проводятся в детских садах. И это помогает детям получить первый твор-ческий опыт.
Обязательным условием является создание родителями в семье бла-гоприятных условий для развития творчества, самостоятельности и обо-гащения новыми художественными впечатлениями.
Применение техник рисования, которые не являются широко извест-ными, называются «нетрадиционными». К нетрадиционным техникам мо-гут относиться рисование с помощью веревочки; монотипия; рисование на мокрой бумаге; граттаж; рисование молоком; «художественный мусор»; рисование на воздушных шариках. Как правило, ребёнок воспроизводит предложенный ему предмет. Во избежание этого, педагог представляет не-традиционные техники рисования, материалы и инструменты вместо об-разца. Рисование как вид изобразительной деятельности даёт возможность детям передать то, что их волнует, понравилось, вызвало интерес, а также очень важно для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
По мнению Г. Н. Давыдовой, быстро сориентироваться в окружаю-щем мире, чувствовать гармонию, красоту помогает ребёнку хорошо раз-витое чувство цвета. А для этого надо учить детей воспринимать цвет и его оттенки в процессе познавательной, практической и творческой деятельно-сти.
В концепции дошкольного образования предусмотрено формирова-ние личности ребёнка, учитывая его индивидуальные, физические, психи-ческие, эмотивные особенности. Во время дошкольного возраста, когда ребёнок начинает познавать окружающий мир, происходит процесс пер-воначальной социализации, развития познавательного интереса, любозна-тельности. Таким образом, растет потребность в развитии у детей до-школьного возраста художественно-эстетического вкуса, творческих уме-ний, чувства прекрасного.
Под изобразительной деятельностью понимается художественное творчество, которое способствует созиданию и воплощению творческого замысла ребёнка в самостоятельной деятельности. Одним из широко ис-пользуемых видов изобразительной деятельности являются нетрадицион-ные техники рисования, которые не требуют сложных умений. Нетрадици-онные техники рисования показывают возможности различных изобрази-тельных средств, которые способствуют развитию умения изображать формы, эмоции, чувства, уверенности в себе. Ребёнок приобретает воз-можность выбора тогда, когда он овладевает разными способами и техни-ками изображения окружающего мира. К нетрадиционным техникам и приё мам рисования относятся: акварель по сырому листу, по мятой бума-ге, рисование зубной щёткой, монотипия, граттаж цветной и чёрно-белый, кляксография, рисование солью, оттиск пробкой и др. техники. Каждая из этих техник – это маленький шедевр. Эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств являются нетра-диционные техники, которые способствуют созданию художественного образа у детей, обеспечению повышения выразительности образов в изоб-разительной деятельности детей. Нетрадиционные техники рисования как средство развития представлений о цвете дают возможность ребёнку при-менять цветовое сочетание более широко. Также позволяют детям в своих рисунках выражать чувства, эмоции, придаёт уверенность в себе.
Поэтому можно сказать о большом значении изобразительной дея-тельности в развитии восприятия цвета. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию воображения, самовыражения, уве-ренности, непосредственности, дети учатся видеть все возможности цвето-вой палитры и её использовать в рисунках.