светлана каткова
Воспитание любви к родному краю посредством ознакомления с традиционными народными праздниками. Развлечение «Колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Потеряв Родину и национальность, человек теряет себя, свое лицо. Любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина – этому учат своих воспитанников в детском саду педагоги.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Колядки, святки
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего родителей, дом, страну, с уважением относящегося к другим народам.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле; с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось и отношение к Родине.
Все реже при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика. Восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, привить любовь к Родине, научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, воспитать любовь к родным местам, ко всему что окружает ребенка с детства, гордость за свою страну – цель, которую я выдвинула как приоритетную в работе с дошкольниками.
Издавна на Руси любили праздники и с особым размахом их отмечали. Праздники тесно связаны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках и сохраненная в веках, должна быть передана детям.
В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы.
Праздник Колядки проходит внутри детского сада, дети ходят колядовать друг к другу в группы. А как любят дети Масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно проводим на улице, во дворе детского сада. Не обходили стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и пасхальными игрищами. Великолепно проходят и осенние праздники «Осенины». После народных хороводов, игр, забав – традиционное чаепитие. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных музыкальных инструментах, частушек, народных игр. Это целые театрализованные представления, где дети водят хороводы, играют в игры, знакомятся с традициями и обрядами.
Колядование, медовый и яблоневый Спас, Масленица войдут в жизнь ребенка ярким событием и надолго останутся в памяти. Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение, а педагоги продолжают эту славную традицию.
Развлечение для подготовительной группы «Колядки»
Цели и задачи:
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками : Рождеством, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями;
Разучивать музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа;
Развивать познавательный интерес к истории, воспитание чувств любви к своей малой Родине;
Развивать творческие способности детей при разыгрывании театрального представления.
Ведущие – 2 педагога.
Краеведение + музыка. (Зал оформлен под русскую избу).
Хозяйка 1 (одета в русскую народную одежду)
Зима – ожидание чуда, самое волшебное, праздничное и сказочное время года.
Хозяйка 2
Зима очень богата праздниками. После осенних работ наступала пора отдыха и развлечений. Праздники шли друг за другом : Новый год, святки, колядки, Рождество, крещение.
Хозяйка 1
В это время устраивали посиделки, игры, гулянья, гаданье и ярмарки.
Реб. 1
Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный
Наши предки пили, ели, веселились две недели!
Реб. 2
Зародилась Коляда накануне Рождества, пришла Коляда, открывай ворота!
Эй, спешите-ка сюда! В гости Коляда пришла!
Будем мы шутить, смеяться, песни петь и забавляться.
Хозяйка 1
В святочные вечера дети ходили колядовать. От дома к дому ходили, пели песенки-колядки, хвалили новый год и будущий урожай. Хозяева угощали детей сладостями, а те пели хвалебные песни добрым хозяевам.
Хозяйка 2
Но не все хозяева были добрыми и щедрыми. Некоторые жадничали, скупились, прогоняли колядовщиков. Тогда дети корили их за это в песенках.
Хозяйка 1
А еще в святочные вечера любил русский народ одеваться-рядиться в разные наряды зверей, птиц, чудищ и ходить по дворам пугать хозяев. Их так и называли – ряженые.
(Хозяйки расходятся по домам)
Входят колядовщики (Дети одеты с русскую одежду с трещетками, дудками и ложками).
Стучатся к хозяйке 1.
Все
Дома ли хозяева?
Хозяйка 1
Дома.
Кол.
Позвольте-ка хозяева колядку спеть?
Вы позволите – мы споем, а не позволите – прочь пойдем.
Хозяйка 1
Пойте, пойте!
Кол. 1
Маленький хлопчик сел на снопчик, во дуду играет, коляду потешает.
Кол. 2
Пришла коляда – открывай ворота! Дайте мне коровку – масляну головку, ты мне дай пирожок ради праздника, пышки да лепешки, поросячьи ножки – в печи сидят, на нас глядят.
Кол. 3
С новым годом! С новым счастьем! Чтоб поросятки водились, горшки не бились, чтоб богатым был весь год.
Кол. 4
Коляда, коляда поехала по дрова.
Зацепилась за пенек, простояла весь денек.
Задела за кочку – простояла ночку.
Все
Тетенька-добренька, дай что-нибудь сдобненько, пышку да лепешку, да поросячью ножку.
Хозяйка 1
Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы, да тепленький пирог, да маслице-творог.
(Складывает угощения детям в мешок, приглашает детей зайти в дом).
(Выходят другие колядовщики, идут к избе хозяйки 2).
Все
Дома ли хозяева?
Хозяйка 2
Дома.
Кол.
Позвольте-ка хозяева колядку спеть?
Вы позволите – мы споем, а не позволите – прочь пойдем.
Хозяйка 2
Ну, пойте…
Кол. 5
Сеем, веем, посеваем, с новым годом поздравляем,
Сеем, веем, посеваем, счастья, радости желаем.
Кол. 6
Сколько в лесу осинок – столько сам и свинок,
Сколько в лесу пеньков – столько вам светлых деньков,
Счастья да любовь, да совет на долгий век.
Кол. 7
Коляда, коляда прикатила молода,
Мы искали коляду во Ивановом двору.
Как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять, велит скоро подавать.
Или тепленький пирог, или маслице-творог,
Или денежку копьём, или рубль серебром.
Хозяйка 2
Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!
Кол. 8
У Ивана-то жена очень жадная была!
На ней шуба не зашита, и рубаха не помыта.
Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж!
Хозяйка 2
Хватит, хватит просить, уходите к другому дому!
Кол. 9
Коляда, коляда, длинная борода,
Кто не даст ножку – расколю окошко.
Кто не даст хлеба – уведу деда,
Кто не даст ветчины – расколю чугуны!
Хозяйка 2
Что вы, что вы, оставайтесь, чем хотите угощайтесь. Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки – кушайте детки!
Кол. 10
Уродись пшеничка на поле стогами, на столе – пирогами. Счастье будет вам горой, урожая воз большой!
(Проходят, садятся в дом к хозяйке 2).
(Входят ряженые цыганка, медведь, коза).
Ряж.
Ряженых пускаете?
Хозяйка 1,2
Пускаем, пускаем!
Цыганка
Коляда, коляда, подай пирога!
Кто даст пирога – тому полон хлев скота!
Овин с овсом, жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога – тому куричья нога!
Хозяйка 1,2
Угощайтесь.
Медведь
Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день! Мы не сами идём, мы козу ведём! Где ты, козочка, ходила?
Коза
Ходила я по тёмным лесам, по широким борам и к вам пришла. Давайте, ребята, играть в игры.
*Игра «Пошла коза по лесу» (Дети водят хоровод, коза ходит в середине).
Пошла коза по лесу…
Искать себе принцессу…
Давай, коза, попрыгаем…
Ножками подрыгаем…
Ручками похлопаем…
Ножками потопаем…
Хвостиком помашем…
И опять попляшем…
(Коза показывает танцевальное движение, дети повторяют, коза выбирает лучшего, он становится в круг вместо козы)
*Игра «К нам коза пришла!»
К нам коза пришла, коляду привела, сама пришла, всех детей привела, а самого маленького оставила.
Цыганка и медведь образуют воротики, коза ведёт детей через ворота, на последние слова ворота закрываются, кто не успел пройти – встает с цыганкой и медведем воротиками.
Хозяйка 1
Поиграли мы с вами, а теперь погадаем! Хотите?
ГАДАНИЕ 1 (На жизнь). Дети бросают через плечо валенок. На полу разложены разные предметы. На какой предмет покажет носок валенка – такая жизнь будет. (Украшение – богатая, конфета – сладкая, хлеб – сытая, дудка – весёлая, цветок – счастливая, колокольчик – радостная).
ГАДАНИЕ 2 (На выбор профессии). Дети из мешочка, не глядя, достают себе предмет. (Ножницы – парикмахер, сантиметр – швея, книжка – писатель, муз. инструмент – музыкант, микрофон – певица, машинка – водитель, монета – банкир, градусник – врач, игрушка – воспитатель, кисть – художник).
*Игра «Найди пару»
Хозяйка 1
Ребятки, отгадайте наши загадки.
*Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз).
*Рассыпала Лукерья серебряные перья, закружила, замела – стала улица бела.
(Метель).
*Скатерть белая, весь мир одела. (Снег).
*Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом).
*Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинка).
*Невидимкой осторожно он является ко мне и рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз).
Хозяйка 2
В рождественские дни есть такая примета: если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно сбудется. Смотрите, сколько звездочек у нас.
Танец «Рождественские звезды».
В конце хозяйки бросают звездочки из фольги, дети ловят, загадывают желание.