Елена Герцен
Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада.
Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию коммуникативных навыков, познавательных процессов, социализации современного ребенка
Публикация «Музейная педагогика в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель музейной педагогики :
создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре, традициям родного края через организацию мини-музея.
Задачи музейной педагогики :
• развивать творческую личность ребенка;
• поддержать интерес к истории, традициям через организацию поисковой деятельности;
• способствовать укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде.
Формы работы в мини-музее продумываются заранее, иногда обсуждаются с детьми: беседы, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Тема для создания мини-музея определяется тематическими неделями, которые проходят в детском саду. Важно - поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире. Важным является то что, на базе мини-музея проходит практическая деятельность детей: рисуют необычными ручками, изготавливают различные изобретения. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея : они участвуют в обсуждении его тематики, изготавливают модели или копии экспонатов, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп, гостей детского сада.
Любая экспозиция выстраивается в логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить».
Я представляю несколько тем, которые были отражены в работе нашего мини-музея.
1. Посещение Сергиевского историко-краеведческого музея :
• Музейный урок : «Ремесло не коромысло - плеч не оттянет, а само прокормит»;
• «Археологические раскопки»;
• «Приключения домовенка Кузи»;
2. Тема: «История возникновения часов»
Создание мини-музея "История возникновения часов" прекрасный способ привлечь внимание, расширить кругозор детей, а так же даёт возможность обогатить представления дошкольников о времени. Кроме того, экспонаты мини-музея обогащают предметно пространственную развивающую среду новыми формами работы с детьми, создают благоприятные условия для усвоения воспитанниками чёткого представления о времени и временных понятиях.
3. Тема: «Мир изобретений»
C самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Во время тематической недели «В мире изобретений» наши ребята обсуждали, придумывали, мастерили, исследовали, изучали что - то новенькое. Все что получилось, выставлялось на обсуждение всего детского сада. А самые интересные изобретения были представлены на Фестивале изобретателей, где дети сами представляли свои изобретения и были отмечены Дипломами и Грамотами.
4. Тема: «История пишущих предметов»
В рамках тематической недели «Странички истории» в музее детского сада была организована экспозиционная выставка "История пишущих предметов". Основная идея – показатель, какими разными бывают ручки, познакомить ребят с историей их возникновения.
Таким образом, в мини-музее ручек дети смогли проследить всю историю от пера до современной авторучки.
Результаты использования музейной педагогики :
Педагоги детского сада должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.
У детей значительно расширяется кругозор и пополняется словарный запас, развивается творческий потенциал. Мини-музеи сыграли большую познавательную и воспитательную роль для наших детей, а также способствовали укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Проанализировав работу по реализации музейной педагогики в детском саду, можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности успешен, доступен, интересен как для детей, так и для родителей и педагогов.