Елена Ерофеева
Экспериментальная деятельность в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков).
В нашем дошкольном учреждении действует инновационная площадка по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности».
В рамках инновационной площадки проводится следующая работа:
- психолого-педагогическая диагностика воспитанников (сентябрь, май);
Публикация «Экспериментальная деятельность в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе (оснащение мини-лаборатории);
- организация образовательной деятельности с детьми по программе площадки;
- привлечение родителей воспитанников к совместной проектно-исследовательской деятельности.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Наша работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих целей и задач:
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию и развитию навыков экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Способствовать развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Выработать у детей умение видеть проблемы и ставить вопросы, делать выводы из представленных фактов.
Содействовать формированию умения отражать полученные знания в других видах деятельности.
Способствовать развитию речевых навыков и умений.
Побуждать к оформлению результатов исследования.
Повысить компетентность родителей в вопросах развития исследовательской активности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей
психики живых существ. Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без
исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из
действенных инструментов обучения, совершенствования познавательных функций всех
уровней, приобретение социального опыта. У человека оно выступает важнейшим
источником личностного развития и саморазвития.
В ходе экспериментально- исследовательской деятельности ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет, исходя из данных, делает обобщения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным.
Интеграция:
Социально-коммуникативное развитие – свободное общение со сверстниками и взрослыми;
Познавательное развитие – формирование целостной картины мира;
Речевое развитие – развитие диалогической и монологической речи
Художественно-эстетическое развитие – моделирование, конструирование, зарисовки.
Физическое развитие - свободное перемещение, развитие мелкой и крупной мускулатуры.
Этапы работы:
1. Создание предметно-развивающей среды.
При создании развивающей среды, мы предполагали расширение возможностей ребенка в игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр. на основе предметной базы.
Кроме того, мы учитывали ряд требований, а именно:
Наша предметная среда создавалась для формирования ведущего вида деятельности и особенностей других видов; учитывали возможности ребенка для перехода к следующему этапу развития; в развивающую среду включались уже известные ребенку объекты и объекты, которые побуждают его к последующей деятельности; среда строилась также по инициативе ребенка.
2. Пробные занятия: выбор темы, составление плана исследования, сбор материала (с фиксацией сведений, сообщение, мини-доклад.
Методы и приемы:
Показ
Объяснение
Проведение опытов и экспериментов
Наблюдения
Сравнения
Чтение познавательной литературы
Просмотр учебных кинофильмов
Беседы познавательного характера
При организации познавательной деятельности мы учитываем ряд особенностей: уделяем внимание развитию познавательной активности. Для этого детям задаем вопросы о свойствах и качествах исследуемых объектов, предметов и явлений, о функциях и значении объектов, о видах объектов, о том, на что они влияют и как взаимосвязаны с другими объектами. Дети собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках, в тетрадях, или подбирают картинки. При этом обращаем их внимание на то, что можно спросить у родителей о нужной информации, узнать из книг, найти в литературе, посмотреть фильм, содержащий нужные сведения, провести наблюдение и эксперимент.
Построение познавательных занятий.
1. Интересное начало – удивление, мотивация.
2. Игры на систематизацию знаний: «Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Найди общее» и др.
3. Сообщения детей.
4. Физкультминутка.
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).
9. Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребёнка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной культуры деятельности.
Модель построения занятия мы можем поменять в зависимости от поставленных задач.
3. Работа с родителями.
Провели анкетирование родителей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности ребенка в домашних условиях» с целью выявления степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Оформили наглядную информацию в родительском уголке: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Также в родительском уголке разместили информацию о различных формах проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.
Создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома: «Эксперименты и опыты дома (домашняя лаборатория)».
Провели мастер-класс для родителей: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
Оформили памятку: «Чего нельзя и нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
На сайте ДОУ была размещена информация для родителей на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
Привлекли родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогли в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.
Критерии результативности работы:
1- умение осуществлять поиск информации
2- умение выделять признаки и свойства
3- умение сравнивать по признакам и свойствам
4- умение устанавливать причинно-следственные связи
5- педагогическая компетентность родителей
Ожидаемые результаты:
в отношении детей:
• умение осуществлять поиск информации (книги, беседы со взрослыми, телепередачи, и т. д.);
• умение выделять признаки и свойства;
• умение сравнивать по признакам и свойствам;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
в отношении родителей:
повышение педагогической компетентности в вопросах раскрытия интеллектуального и эмоционального потенциала ребенка.
Дети научились:
ставить проблему;
осуществлять поиск информации (книги, беседы со взрослыми, телепередачи);
выделять признаки и свойства, выдвигать гипотезы;
сравнивать по признакам и свойствам;
проводить эксперимент;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать выводы и умозаключения.
Родители узнали как:
Помочь раскрыть интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка.
«Люди, научившиес наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязева
А добиться таких результатов, как мы уже говорили, мы можем только в тесном сотрудничестве: педагоги – родители.