Анастасия Попова
Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Публикация «Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
Но в условиях возрастания объема познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной остается задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту. Физическое воспитание занимает особое место, чем активнее ребенок, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Работу по физическому развитию дошкольников осуществляю на основе Программы «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, а так же на основе положений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, в котором физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
Цель моей работы в течение 2017-2018 учебного года:
Охрана и укрепление здоровья ребенка, его полноценное физическое развитие.
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры путём решения следующих задач:
1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В ДОУ ежегодно проходит мониторинг физического развития детей. Два раза в год осуществляю диагностическое обследование уровня усвоения детьми основных видов движений.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребности в движении в нашем детском саду создана вариативная предметно-развивающая среда, которая побуждает детей к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребёнка, уровня его подготовленности. Основу составляет музыкальный зал, совмещённый с физкультурным, оснащённый спортивным оборудованием. В детском саду используется система мягких модулей, имеется достаточное количество пособий, для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе осуществления разнообразной деятельности. Для повышения у детей интереса к физической культуре мною используется нестандартное оборудование, так как детей привлекают необычные формы и красочность, оно вызывает высокий эмоциональный подъём во время игр и занятий. Так у нас имеется:
Массажные дорожки
Массажеры из киндеров
Балансир
Змейка-шагайка
Лыжи
Я предлагаю вам такое нестандартное оборудование:
«Сухой аквариум»: набор цветных крышек от пластиковых бутылок помещается в специальную ёмкость.
Способ применения: дети погружают кисти рук или руки по локоть в этот «сухой аквариум», шуршат крышками, достают мелкие игрушки снизу, угадывают на ощупь. Используется для массажа рук, развития мелкой моторики, снятия напряжения, усталости, расслабления мышц рук.
«Напольные шашки»: это полотно размером 1х1 м, расшитое квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканы из-под йогурта.
Способ применения: дети играют в шашки, лёжа на полу, что позволяет расслабить позвоночник.
«Ямочки»: на кусок линолеума прикрепляются нижние части разноцветных больших пластиковых бутылок; в маленьких ведёрках – капсулы от «киндер -сюрпризов». Способ применения: дети мечут капсулы, стараясь попасть в свою ямку. Тренажёр используется для развития меткости и глазомера.
«Каждому шарику свой домик».
Способ применения: на полу стоят мелкие разноцветные ёмкости, дети пальцами ног ухватывают шарик и кладут в свой «домик». Используют для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног.
Основной формой работы с детьми является занимательная двигательная деятельность. Необходимое условие при этом – доброжелательное отношение к детям со стороны взрослых. Понимая важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, мы систематически используем различные формы и методы оздоровления детей.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
Подвижные игры, физические упражнения на прогулке – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей).
Считаю, что физкультурное занятие является основной формой организованного обучения в ДОУ. С детьми дошкольного возраста провожу в течение учебного года следующие типы физкультурных занятий:
• Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
• Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.).
• Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.).
• Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.).
• Занятия серии "Изучаем свое тело" (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
• Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
• Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).
Для проведения занятий подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.
При организации физкультурного занятия обязательно учитываю:
• физической нагрузки;
• оптимальную двигательную активность детей;
• чтобы каждое предыдущее занятие быть связано с последующим и составляло систему занятий;
• соответствие возрасту и уровню подготовленности детей;
• имеющееся оборудование и музыкальное сопровождение.
Широко применяю в течение года с детьми такую форму, как физкультурный досуг, так как он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.
При проведении досуга я ставлю следующие задачи:
• развивать у детей умение творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,
• приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
А так же мною были разработаны и реализованные проекты:
Проект физкультурно-оздоровительной работы в летний период «Спортивное лето!».
Программа по оздоровительной степ-аэробике «Чудо-платформа»
В работе с педагогами провела консультацию на тему «Роль образовательной организации в сохранении физического и психического здоровья детей в системе ФГОС».
Ещё одна интересная форма физического развития детей: «Час двигательного творчества», дети имеют возможность сами выбирать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и. т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах.
Взаимодействие ДОУ с семьёй подразумевает вовлечение родителей в образовательный процесс, в ходе которого мы применяем следующие формы сотрудничества: коллективные; индивидуальные (анкетирование родителей, личные беседы); наглядно-инфомационные. Родители приглашаются на дни здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников.
Я предлагаю формы взаимодействия педагогов с семьей.
Семейные СМИ о физкультуре.
Выпуск газет – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей.
Задачи:
- расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга;
- повышать интерес детей к физической культуре и спорту;
- воспитывать желание вести ЗОЖ;
- воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям.
Организация и проведение:
На первом этапе педагог предлагает детям принести из дома газетные вырезки о спорте, в течение недели они вместе рассматривают фотографии спортсменов, обсуждают их достижения, виды сорта, выступления на соревнованиях. Воспитатель предлагает совместно с родителями выпускать газету в группе.
В процессе изготовления газет: подбираются статьи, необходимые фотографии о занятиях спортом, спортивных достижениях. Родители и дети сочиняют подписи к снимкам.
Каждый новый номер газеты дети будут охотно рассматривать, рассказывать друг другу о семейных занятиях физкультурой, спортивных увлечениях членов семьи, делятся своими впечатлениями о помещенных в газетах материалах. В свою очередь воспитатель поддерживая интерес детей, предлагая различные задания:
- назвать виды спорта, изображенные на фотографиях;
- времена года, когда можно заниматься тем или иным видом сорта;
- систематизировать фотографии по видам спорта.
- использовать материалы газеты для беседы о пользе занятий спортом.
Результаты
У детей появляется интерес к физической культуре. Они начинают делать утреннюю гимнастику всей семьей, катаются на коньках, лыжах, рассказывают, с увлечением как они проводят выходные. Тем самым представления родителей о формах семейного досуга расширяются.
Устный журнал «Сто вопросов о физкультуре»
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.
Задачи:
- рассказывать значение физкультуры человека (на личном опыте конкретных людей);
- повышать интерес к физической культуре;
- воспитывать желание вести ЗОЖ;
- формировать интерес к занятиям физкультурой.
Организация и проведение. Совместно с детьми обсуждается кого пригласить на встречу. Определяется состав гостей. Дети готовятся к задаванию вопросов. Например, можно провести встречу с воспитателем группы, которая расскажет о своих спортивных увлечениях (катание на коньках, лыжах, велосипеде) и спортивных достижениях. Данная встреча позволяет по-другому взглянуть на воспитателя. Дети узнают, чем она занимается в свободное время, как проводит свой досуг.
Результаты
Устные журналы производят на детей сильное впечатление и вызывают желание заниматься сортом. В результате ребенок может попросить родителей отвести его в спортивную секцию или кружок.
Составление альбомов о спортивных достижениях семьи
Составление альбомов – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- повышать интерес детей к физической культуре и спорту;
- воспитывать желание вести ЗОЖ;
- развивать умение обсуждать интересующие проблемы;
- воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям спортом;
- расширять представление родителей и детей о формах семейного досуга.
Организация и проведение
На первом этапе воспитатель проводит с детьми беседу о спортивных увлечениях в семье и предлагает родителям и детям составить альбомы «Наша спортивная семья». Так же может дать задание – отобрать фотографии, на которых дети с родителями занимаются спортом или делают зарядку, и составить по ним небольшой рассказ. Когда принесены фотографии, их собирают в альбом и выставляют на обозрение в физкультурном уголке группы. Детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.
Результаты
Данная форма работы способствует повышению интереса детей к физической культуре, выполнять физические упражнения, делать зарядку по утрам. А так же, дети знакомятся со спортивными увлечениями своих родственников.
Изготовление атрибутов для ежедневных физкультурных занятий
В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки. Новый прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей, воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию.
Задачи:
- привлекать родителей к совместному изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома;
- знакомить родителей с вариантами использования атрибутов для привлечения детей к занятиям физической культуры;
- способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности.
Организация и проведение
Родители знакомятся с разными атрибутами для физического развития детей. Особое внимание уделяется изготовлению пособий своими руками, это вызывает у детей бережное отношение к ним и желание использовать их как можно чаще.
Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
В конце каждой встречи родителям предлагается поиграть вместе с детьми, использовать изготовленное оборудование. В дальнейшем дети могут изготовить подобные пособия у себя дома. Новые атрибуты размещаются в физкультурном уголке и используются детьми в группе и на прогулке, на спортивных олимпиадах и играх.
Результаты
Например, можно сделать:
- веревочки и ленты длинной 50 см для отработки физических упражнений, например во время проведения утренней гимнастики, в индивидуальной работе с детьми;
- вязаные мешочки на резинке для развития мелкой моторики рук, тренировки реакции, концентрации внимания;
- маски для проведения подвижных игр.
В результате работы родители узнают, какими атрибутами можно пополнить свой арсенал пособий для ежедневных физкультурных занятий и игр дома. Так же они знакомятся со способами использования данного оборудования для повышения двигательной активности детей.
Семейные спортивные олимпиады
Семейные спортивные олимпиады – это яркие и ожидаемые детьми события, в которых они любят принимать участие, соревнуясь со сверстниками и родителями, демонстрируя полученные физические навыки. Атмосфера праздника и дух соперничества вызывают множество положительных эмоций у детей, а привлечение родителей к проведению этих событий способствует сближению взрослых и детей для победы в соревнованиях.
Задачи
- повысит у детей интерес к физической культуре и спорту;
- совершенствовать двигательные навыки;
- воспитывать физические и морально-ролевые качества;
- закреплять у детей гигиенические навыки.
Организация и проведение
Спортивные олимпиады проводятся три раза в год в разные сезоны, в связи с этим используются разные виды и конкурса. Строятся они как комплексное мероприятие, включая в себя несколько программ. Участники – родители и дети.
Олимпиады проводятся на воздухе в течении 1-1,5 ч и включают в себя соревнования, эстафеты, незнакомые подвижные игры, мастер-классы, сценки-миниатюры на закрепление гигиенических навыков.
Эстафета «сбей мяч»:
Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15м. обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Подвижная игра «салки в два круга»
Участники игры образуют два круга: один внутренний, другой – внешний. Оба круга двигаются в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга (т. е. дотронутся до кого-либо рукой) раньше, чем они успеют присесть. Пойманные встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге остается мало игроков (5-6) человек.
Родители с энтузиазмом принимают участие в семейных олимпиадах. Вместе с детьми они бегают, преодолевают различные препятствия, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга.
Результаты
Во время проведения олимпиад царит атмосфера спортивного азарта, доброжелательности и эмоционального подъема. Дети, видя, как родители вместе с ними принимают участие в соревнованиях, начинают проявлять больший интерес к физической культуре, эмоционально отзываются на все задания, стремятся выполнять их как можно лучше, поскольку за ними наблюдают их родные.
Физкультурная команда «Вместе поиграем»
Подвижные игры очень важны для всестороннего (физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового) воспитания дошкольников.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении подвижных игр с детьми отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.
Задачи:
- развивать выносливость, ловкость, быстроту реакции;
- совершенствовать физические навыки: ловлю и бросание мяча, ориентировку в пространстве;
- знакомить родителей с организацией подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей;
- картотекой подвижных игр;
- привлекать родителей к совместному с детьми участию в подвижных играх.
Организация и проведение
Родителям и детям предлагается создать физкультурную команду «Вместе поиграем». Выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.
Во время встреч родители могут наблюдать за организацией и проведением игр. И в дальнейшем проводить игры самостоятельно.
Также вниманию родителей можно предложить картотеку игр, составленную воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом.
Результаты
Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми в летний период.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Отношения ДОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии с открытостью детского сада. Это касается всех аспектов сотрудничества и взаимодействия, в том числе и вопросу взаимосвязи семьи и детского сада по физическому развитию детей.
С целью повышения компетентности педагогов в области физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ ведётся работа в следующих направлениях: изучение передового педагогического опыта, внедрение новых форм работы, обмен опытом, пополнение предметно-развивающей среды, приобщение родителей наших воспитанников к здоровому образу жизни.
Слаженность в работе – залог хорошего результата. Данное правило действует в нашем коллективе, тем более что деятельность всех педагогов направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей.
Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. Основным направлением в моей работе является ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.