Елена Шаповалова
Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с
Публикация «Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию родного края» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в
условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им, сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Новизна опыта состоит в определении, разработке и апробации новых форм, методов и приемов работы с дошкольниками по познавательному, речевому, социально – коммуникативному развитию, что предполагает выстраивание партнерских отношений педагога с детьми и родителями, формирование совместной деятельности.
Опираясь на основные направления «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», целью опыта является повышение качества образовательного процесса через создание единого целостного образовательного пространства для обеспечения всестороннего развития детей, воспитание нравственности дошкольников средствами музейной педагогики.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее, музейной деятельности.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Цель моей работы: создание единого образовательного пространства: детский сад - семья. При этом решаются приоритетные задачи :
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение эффективных форм работы.
В результате проведения сравнительного мониторинга можно сделать такие выводы: повысилась доля воспитанников с высоким уровнем сформированности представлений о своей малой родине, музее и музейной культуре, низкого уровня не выявлено и наблюдается повышение среднего и высокого уровня знаний, умений и навыков. Для закрепления и улучшения результатов требуется проведение дальнейшей работы в этом направлении, а также включения новых форм работы с родителями. Уровень развития каждого показателя оценивается по трехбалльной системе от низкого до высокого уровня. На начало мониторинга в группе присутствовало 24 ребенка, на конец - 21.
В современных условиях к педагогике предъявляются все больше требований в плане наполнения процессов воспитания и обучения новым содержанием. В связи с этим, важное место в формировании общечеловеческих нравственных качеств личности, является приобщение к истокам национальной истории и культуры.
Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к окружающей действительности: родной природе, малой родине, своему Отечеству. Все эти понятия являются неотъемлемой частью патриотического воспитания. Как показала практика,
задачи патриотического воспитания можно решать средствами музейной педагогики.