Людмила Хабибулина
Экологическое воспитание посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Предисловие.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся целостной картины мира, включающей в себя формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. На первый взгляд театрализованная игра не имеет отношения к экологии. Однако ее с успехом можно применять для формирования у дошкольников экологического сознания, ведь театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Подготавливая роли, дети закрепляют усвоенные знания о природе. Перевоплощение в персонажей воспитывает в детях заботливое отношение к объектам природы. Такое одушевление природы тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием. Дети знакомятся с новыми понятиями в игровой форме, что вызывает познавательный интерес.
Публикация «Экологическое воспитание посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Практическая часть
Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь — это счастье. Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеется на их защиту.
Одна из важнейших информации, которую получает ребёнок — это экологическая. Она касается прежде всего того, как нужно относиться ко всему живому на Земле, ведь от этого зависит доброе и гуманное отношение наших детей к окружающему миру. Чтобы поступки воспитанников были осмысленными, необходимо запомнить с ранних лет экологические законы и правила, тогда они будут жить правильно, не нарушая мир вокруг себя. От этого зависит будущее наших детей на планете Земля.
Учитывая важность и необходимость экологического воспитания детей в детском саду, целесообразно использовать самый интересный вид детской деятельности – театрализованную деятельность, так как она является увлекательной, занимательной и познавательной.
Театрализованная деятельность - одна из форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением народных песен, попевок, потешек, загадок, частушек, сказок, так как это самый доступный источник знаний об окружающем мире.
Таким образом, театрализованная деятельность обладает мощной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса через музыку и текст. Дети играют, слушают, поют, размышляют и задумываются. Формирование основ экологической культуры в разных возрастных группах включает в себя различные виды деятельности : совместная деятельность педагога и детей, совместная детская деятельность, совместная деятельность с родителями по данному направлению. Работа по формированию основ экологического воспитания осуществляется на занятиях по экологии, во время наблюдений на прогулках, экскурсиях, дидактических играх закрепляются при проведении досугов, праздников, викторин на экологические темы, где дети получают знания об окружающем мире, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Особенно мощным средством экологического воспитания детей является использование театральной деятельности, которая позволяет знакомить детей с природой во всем ее многообразии – через образы, звуки, музыку. Дети, в силу своих возрастных особенностей, отличаются большой любознательностью, поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». В экологическом воспитании детей дошкольного возраста используем следующую театрально-игровую деятельность : кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок, настольный театр, плоскостной театр, кукольный би-ба-бо, игры-драматизации, игры-имитации, где ребенок может воспроизвести отдельные действия птиц, животных, насекомых; ролевой диалог героев сказок, образно-пластические движения учат двигаться в определенном пространстве. Придумывать и передавать в движении образ, используя жест, мимику, пластику. Использование нетрадиционной формы работы в данном направлении помогает детям получить огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Наблюдения театрально-игровой деятельности дошкольников показывают, что дети улавливают в окружающей среде и в прочитанных им произведениях что-то общее, типичное, как в изображении характеров персонажей, так и в изображении их поступков. Несомненно, театрализованная деятельность детей придает им чувство уверенности в себе, способствует тому, что ребенок находит свое место в детском коллективе, таким образом, корректирует психическое развитие личности. Детство – самый важный этап в жизни человека. Он заполнен радостью открытия мира. И именно театрализованная деятельность помогает полнее и интереснее открыть этот мир. Сама форма организации театральной игры, предполагает обыгрывание какой-либо темы. Интересной и понятной для всех ее участников.
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развивается эмоционально - практический отклик на окружающую природу. А самое главное в конце лексических тем стали проводить вместо обобщающих бесед театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям.
Заключение
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.
Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.
В своей работе по формированию основ экологической культуры хотим добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём.
Список использованной литературы.
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.
3. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.
4. Картушина Ю. М. Театрализованные представления для детей и взрослых.
Сценарии для ДОУ. – М., 2005
5. Киселева О. И. Развитие творческих способностей детей средствами театрально
игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003
6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста:
пособие для воспитателя / Е. А. Тимофеева. – М. : Просвещение, 2010
7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез,
2008
8. Интернет-ресурсы