Светлана Новикова
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В Оргкомитет районного конкурса
«Воспитатель года - 2018»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Новикова С. М.
МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»
Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
Публикация «Презентация „Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Актуальность темы.
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения (не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Цель экологического воспитания : формирование с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
• Задачи:
• развивать познавательный интерес к миру природы.
• направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
• воспитывать экологическое сознание, нравственное на гуманное отношение к миру природы.
• формировать у детей экологические знания, культурное отношение к природе.
Инновационность опыта работы
Дошкольный и младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа, растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве.
Решение таких задач направлено на достижение основной цели – культурно – экологического воспитания.
Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:
- Экологические занятия.
- Экологические экскурсии.
- Экологические кружки.
- Экологические конкурсы.
- Клуб исследователей природы.
- Лаборатория юного эколога.
- Экологические музеи.
- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).
Моя задача и состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному поведению ко всему живому. Формирование такого осознанно – правильного отношения к природе – длительный процесс.
Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.
Главные принципы жизни каждого ребё нка в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
5. Что я хочу сделать?
6. Зачем мне это нужно?
7. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
8. «Подумай о последствиях!»
Я познакомилась и изучила программу экологического образования детей «Мы» Н. Н. Кондратьевой. Познакомилась с программами: «наш дом – природа» и «Планета – наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской. Изучила методические рекомендации С. Н. Николаевой по воспитанию экологической культуре с детьми и рекомендации – советы
Изучила программу «Юный эколог» и условия её реализации в детском саду.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
1. Ролевые экологические игры (творческие игры).
Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности
Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни - посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, в лес, поле, теплицу, сельскохозяйственную выставку (или рассказать о ней, демонстрируя рассказ иллюстрациями, ипподром и так далее.
2. Имитационные экологические игры.
Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.
3. Соревновательные экологические игры.
Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений.
Игры – путешествия.
Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать.
Дидактические игры.
Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические.
Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
В нашей группе оснащена небольшая лаборатория, оснащённая всем необходимым оборудованием (колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.). В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе. Детям нравятся игры-эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»; - игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»; - игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт». В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды. После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. У нас в группе оборудовано место для «Полочки умных книг». Цель – работа детей с познавательной литературой. Совместно с детьми и родителями подбираем, пополняем «полочку» детскими энциклопедиями, красочно иллюстрированными детскими журналами, альбомами, книгами.
Мой небольшой опыт практической деятельности позволил сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. На мой взгляд, это способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду.