Еремина Ольга Ивановна
Из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы
«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово». К. Д. Ушинский
Актуальность темы:
Публикация «Из опыта работы „Воспитание звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению дошкольников родному языку. Именно дошкольный возраст, по мнению большинства ученых, является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.
Значение звуковой культуры речи неоспоримо, так как: звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение; звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре; неясная речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер; правильное звукопроизношение является ведущей линией развития речи дошкольников. В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли, отвечать на вопросы развернутыми фразами, грамматически правильно строить предложения. Однако каждое устное высказывание должно быть не только последовательным, точным, логичным, но и правильно оформленным в звуковом отношении : отчетливым и внятным. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Необходимо помочь детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучить детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.
Проанализировав результаты диагностики, проведенной в сентябре, пришла к выводу, что при выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных (свистящие, шипящие, сонорные звуки). Это связано с тем, что у дошкольников еще недостаточно закреплены отдельные звуки, они не умеют определять их на слух. Слабое речевое дыхание, недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность и чистота речи. Словарь детей беден, речь не окрашена эмоционально. Поэтому во все разделы программы «От рождения до школы» я ввела последовательную систему работы по данной теме. Я поставила перед собой следующие задачи - путем специально подобранных игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением.
При разработке проекта по звуковой культуре речи решила взять за основу программу М. Ф. Фомичёвой, а так же сказочные персонажи, которые помогали бы детям выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме.
Проект «Воспитание звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».
Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством игр и упражнений.
Задачи проекта:
- развивать артикуляционный аппарат; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению (с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р);
- развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, учить определять место в слове (начало, середина, конец, овладение элементами грамоты;
- правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
Работу с детьми по постановке и автоматизации звуков я провожу в 3 этапа.
1этап – это дифференциация изолированных звуков.
В начале занятия я сообщаю детям, с какими звуками им предстоит работать (используя игры или игровые упражнения, предлагаю сравнить звуки по артикуляционным и акустическим признакам. Затем дети упражняются в различении изолированных звуков на слух, произношу их в случайном порядке, и в зависимости от услышанного звука дети выполняют то или иное действие, или показывают картинку. Например: если услышат звук [ш], то покажут картинку – «змейка». Также можно поиграть в игру «Волшебный песочек». Предлагаю воспитанникам взять в оба кулачка песок и насыпать его горкой, произнося при этом звук «С-С-С», а затем разровнять горку, произнося звук «Ш-Ш-Ш». Для развития правильного звукопроизношения использую такие игры: «Покажи флажок», «Улитка», «Будь внимателен» и т. д.
Следующий 2 этап работы — обучение умению различать звуки в словах, правильно произносить их, не смешивая.
Это игры на развитие фонематического слуха: например, при дифференциации звуков [с] и [з], предлагаю детям поиграть в игру «Домики для животных», ребята помогают расселить животных. В первый домик предлагаю поселить животных, в названии которых есть звук «З», а во второй – звук «С».
В игре «Четвертый лишний» ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему. Также можно поиграть в игру «Поймай рыбкуи измени слово так, что бы слышался звук [ж]» (Утюг – утюжок)».
Для воспитания правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи, подбираю потешки, скороговорки, стихотворения. Хорошим речевым материалом для упражнений являются чистоговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Я предлагаю детям повторить скороговорку, используя мнемотаблицу. Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее.
Очень важно совершенствовать интонационную выразительность речи. Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях по русским народным сказкам.
Я считаю, что очень важно развивать мелкую моторику у детей, что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Детям очень нравится из палочек составлять различные предметы. Сперва, мы с детьми проговариваем, а затем заучиваем стихотворение об изображаемом предмете.
Дети с удовольствием делают пальчиковую гимнастику - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
С помощью шариков («ежиков») и колец Су Джок удобно массировать пальцы в целях благотворительного влияния на весь организм, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что способствует артикуляционной моторики, а значит и улучшения звукопроизношения.
К сожалению, иногда ребёнку свойственна быстрая речь, проглатывание окончаний слов и искажение звуков. Помочь научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогают игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Очень важно уделять большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата у детей. Дети с удовольствием перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения языка и губ: «Кошечка сердится», «Улыбочка», «Лошадки», «Чашечка» и т. д. Работу по звуковой культуре речи вне занятий я сочетаю с утренней гимнастикой или провожу отдельно перед завтраком. С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, организую, индивидуальные занятия на прогулке, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.
С целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, провела консультацию «Артикуляционная гимнастика с ребёнком дома – это весело, полезно и интересно». Приготовила папки передвижки: «Звуковая культура речи. Упражнения на развитие фонематического слуха», «Фонематический слух – основа правильной речи»
Я познакомила родителей с задачами и способами обучения, представила их вниманию наглядный дидактический материал, показала занятия. Родители с желанием откликнулись, помогают в изготовлении демонстрационного материала, заучивают с детьми стихотворения с «трудными» звуками, помогают в проведении занятий.
Диагностические показатели по звуковой культуре речи детей имеют положительную динамику. Результатом успешной работы по данной теме можно считать следующее:
- дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
- дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
- дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине,конце);
- дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, темп речи.
Вывод: Для успешного обучения детей, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. Во время проведения игр у детей активизируется память, внимание, воображение, развивается логическое мышление. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, у них появляется стимул к общению, что способствует развитию звуковой культуры речи.