Марина Глущенко
Описание опыта работы «Использование социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самая большая роскошь на Земле –
это роскошь человеческого общения!»
А. Сент-Экзюпери
В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется социализации дошкольников. Тем самым подчеркнута важность и уникальность этого направления развития ребенка. Действительно, в последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, неумения строить партнёрские отношения в детском сообществе, вызывает особую тревогу у педагогов, а также родителей. Поэтому, как никогда сегодня становится актуальной проблема развития речи ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми. В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, замещающие живое общение взрослого и ребенка. Работая в детском саду, я увидела, что современные дети совсем не умеют общаться друг с другом и с родителями, находить нужные слова и подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности. Неумение детей общаться и находить общий язык сказывается и на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учёбе, социальной ориентации. От умения ребенка договариваться во многом зависит и его адаптация в коллективе сверстников, и эффективность воспитательно-образовательной работы в группе. Несмотря на то, что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте.
Публикация «Описание опыта работы „Использование социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со
сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними.
Решение данной педагогической проблемы повышения эффективности работы по данному направлению, потребовало серьезного пересмотра моей работы, изучению новых современных образовательных технологий и научно-методической литературы.
Изучив и проанализировав ряд научно – методической литературы следующих авторов - Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, Т. В. Тарунтаевой, О. В. Пасюк, В. М. Букатова, я открыла для себя удивительную и интересную технологию, которая, по-моему мнению, поможет решить проблемы современных детей в плане общения. Я остановила свой выбор на социо-игровой технологии.
Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современном ДОУ наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, и самое главное, даёт положительные результаты в развитии навыков общения и эмоционально-волевой сферы.
Если исходить из того, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то использование социоигровой технологии - это руководство к действию в организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, играть с детьми мы можем и в формате социоигровой технологии.
В рамках данной технологии я ставила перед собой следующие задачи:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Главный принцип социоигровой технологии – снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. «Не рядом и не над, а вместе!».
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Применяя социоигровые технологии необходимо помнить основные правила:
• 1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».
• 2 правило: «смена лидерства».
• 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.
• 4 правило: смена темпа и ритма.
• 5 правило –интеграция всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
• 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Таким образом, применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в общении, формированию коммуникативных навыков. Кроме того, у них формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию.