Гулия Нуртдинова
Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная и дыхательная гимнастика,
как средства развития
звуковой культуры речи
у детей младшего дошкольного возраста
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание.
Публикация «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
«Паровоз»- ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок»- подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят»- медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
«Конфетти» - дуть на конфетти, рассыпанное на листе картона, так чтобы не разлеталось, а перемещалось.
«Каша»- вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворон»- сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – выдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар»!
«Покатай карандаш»- вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки»- вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Трубач»- поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).
«Футбол» - из кусочков ваты скатайте шарик – это мяч. На столе на не большом расстоянии расположите два кубика или карандаш - это ворота. Ребенок дует на «мяч», пытаясь забить гол. Вата должна оказаться между кубиками.
«Кораблик» - пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги – реки!
«Шторм в стакане» - для этой игры необходимы трубочка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется один конец трубочки, другой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по
5-10 минут.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, с зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
1. «Улыбка» («Заборчик»)
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5—10 секунд.
Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке.
2. «Хоботок» («Трубочка»)
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка».
3. «Домик открывается»
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука [а], подержать рот открытым в течение 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов.
4. «Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Широкий язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.
5. «Язык здоровается с подбородком»
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5—10 раз.
6. «Язык здоровается с верхней губой»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3—5 секунд, убрать в рот.
6. «Язык здоровается с верхней губой»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3—5 секунд, убрать в рот.
7. «Обезьянка»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5 секунд.
8. «Бульдог»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.
9. «Хомяк»
Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 3—5 секунд. Можно контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.
10. «Кружок»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой, левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5—6 кругов в одну и другую стороны.
11. «Чередование» («Толстячки — худышки»)
Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3-5 сек.
12. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Рот закрыт. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
13. «Самовар» («Паровозик»)
Сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух в течение 2—3 секунд и выпустить через губы, произнося: «Пы». Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «Пы-пы-пы» («самовар кипит»).
14. «Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку)
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па». Произношение слогов («Па-папа») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 — пошлёпывать губами кончик языка; 2 — пошлёпывать губами середину языка; 3 — пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
15. «Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.
16. «Смешная песенка»
Взрослый. Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю.
Указательным пальцем движениями сверху - вниз перебирать по губам и одновременно произносить звук (Б).
17. «Расческа»
Взрослый. У тебя во рту есть необыкновенная расческа.
Зубы как расческа,
Гладят губы ловка.
Прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить ее нижними зубами.
18. «Помада»
Взрослый. Губки смазать надо,
Где моя помада?
Обводите губы указательным пальцем.
19. «Кошка лакает молоко»
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть изо рта широкий кончик языка и совершать им лакательное движение.
Мы налили в миску
Молоко для киски,
Кошечка лакает-
Язычок мелькает.
20. «Домик открывается»
Несколько раз подряд широко открыть, а затем быстро закрыть рот, надувая щеки. В результате будут слышны глухие хлопки.
Рыбка плавает, ныряет,
Пузырьки в воде пускает.
21. «Собака облизывается»
Открыть рот и облизать кончиком языка губы по кругу (в одну и в другую).
Жучка косточку доела,
Языком рот облизала
И хвостом нам завиляла.
22. «Лошадка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп.
Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
23. «Часики»
Открыть рот, высунуть узкий язык. Двигать язык попеременно то в правый угол рта, то в левый.
Тик – так, тик – так-
Ходят часики вот так.
День и ночь они не спят,
Все стучат, стучат, стучат.