Татьяна Дюсенбаева
Воспитание культуры поведения детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту.
Многие ребята здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, не называли няню по имени-отчеству,утром приходили в группу с криком и ревом, не любили убирать игрущшки на место. Некоторые дети были неприветливы, недружелюбны.
Публикация «Воспитание культуры поведения детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
В сентябре провела собрание на тему "Значение культуры поведения в развитии личности ребенка". Тема эта взята не случайно. Многие родители считали: дети еще маленькие, вырастут - поумнеют. Я старалась переубедить их, объяснила, что ребенка воспитываем до пяти лет, после пяти - перевоспитываем. Познакомила мам и пап с поставленными задаччами и предложила решгить их вместе.
Итак, какие приемы и методы были использованы в работе? Во-первых,личный пример. Не дожидаясь пока ребёнок здоровается, первой здорового сама, находила, о чём спросить, о чём поговорить, так как дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату. Чтобы проверить, насколько этот навык закрепился, иногда делаю вид, что не вижу входящего ребёнка.
Много раз говорила детям: если кто-то вошел в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда решила упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например, специально приглашала кого-нибудь зайти в группу и вначале напомнила ребятам : "Что нужно сказать?". Показала, как предложить войти, как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил поведения игрушки - гости. Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращались к наглядным действиям. Например, предлагала некоторым ребятам всем вместе войти в двери. Остальные наблюдали, и им, конечно, было смешно, они видели, что таким образом ничего не получится. После этого показывала или просила кого-нибудь из детей показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга.
Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо поднять этот предмет и падать воспитателей, и сказать : "Возьмите, пожалуйста, вы уронили".
Чтобы научить детей убирать игрушки на место, провела экскурсию по группе. Рассмотрели, где какие игры лежат, какой порядок в гараже и в домике. Но и после этого некоторые дети оставляли игрушки там, где играли. Однажды после уборки в группе я спрятала вымытые куклы и машины. Пришли ребята на другой день - нет игрушек. Удивляются, спрашивают меня, а я шутливым тоном говорю : " Вы их обижали? Вы их убрали на место? Ну, тогда они обязательно вернутся".
Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Очень удручал меня недоброжелательный тон некоторых детей. Практика показала, что наказаниями ничего не добьёшься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не губят, а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты.
Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила примера. Хороший пример - серьёзный помощник в воспитании. Ребёнок по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Для себя я сделала такой вывод : надо воспитывать собственной воспитанностью.
На собрании я не читала родителями утомительных докладов. Беседовала с ними, предлагала, например, вопросы :"Как ваш ребёнок общается со сверстниками? Как ведёт себя в общественных местах?".
После наших встреч родители уходили задумавшись. Нужно убедить родителей в том, что они ответственны перед государством и обществом за воспитание своих детей.