Файруза Ахметзянова
Сообщение из опыта работы «Игра как средство развития младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему : «Игра, как средство развития младших дошкольников».
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ – дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – другому, чем взрослыми, ребенок в игре делает «открытия того, что давно известно взрослому.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Игра как средство развития младших дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дети не ставят в игре каких – либо целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те, явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, и в процессе игры формируют умение распоряжаться знаниями в различных условиях.
У детей младшего дошкольного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ведь обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. А для того чтобы игра действительно увлекла детей, я лично затронула каждого из них, чтобы ребенок стал непосредственным ее участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекала их в собственную деятельность, делала ее важной и значимой для них. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой. Организуя игру – помогаю детям преодолеть затруднения, одобряю их хорошие поступки и достижения, поощряю соблюдение правил, отмечаю некоторые ошибки детей. И это совмещение двух разных ролей (участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающей игра становится лишь в том случае, если она интересна. А интересной ее может сделать только воспитатель.
Изучив уровень развития большинства детей, на начальном этапе своей работы применила совместные игры, помогающие сблизить детей друг с другом и с воспитателем, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Это игры – забавы, хороводы. Эти игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Это такие игры как «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь», «Карусель». Общность движений и игровых интересов помогли мне усилить радостные переживания и эмоциональный подъем у детей, кроме того, дети учились согласовывать свои действия друг с другом, ориентироваться на пространственные условия движений. Затем постепенно стала применять игры, в которых нужно было действовать по очереди. («Зайка беленький сидит», «Подарки» и т. д, т. е более сложные. Не все малыши сразу включаются в игру, они только наблюдают за игрой, но постепенно, без принуждения и они втянулись в игру.
В работе с малышами также широко использовала игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. Цель этих игр – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем – то важном. Для формирования целенаправленного восприятия цвета применяла такие игры, как «Бегите ко мне!», «Ищи свой дом», «Найди такой же» и др. Немаловажную роль в развитии детей отводила играм, развивающим восприятие формы. Это такие игры как: «Отгадай, что в мешочке?», «Есть у тебя или нет?», «Где твой дом?», «Принеси и покажи», «Геометрическое лото» и др. Для того чтобы своевременно развивать у детей целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и умение управлять ими, применяла специальные игры, как «Раз, два, три говори», «Прятки с игрушками», «Отзовись не зевай». Характерным для этих игр является наличие текста, который направляет внимание детей, напоминает правила игры и те условия выполнения, которые связаны с управлением внимания, так в игре «Поехали коробочки наши» читала стихотворение: На донышке в коробке
Огонек горит
Какие брать игрушки,
Он нам говорит
Смотри не перепутай,
Внимательно следи,
И что такого цвета
В коробочку клади.
Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции и расширение связной речи, т. е умение выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. На отработку артикуляции и уточнение произношения проводила игру: «Где спрятался зайка?» дети усваивали значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, над, под, за и т. д.). Это обогащало словарь детей и развивало пространственные представления. В игре «Где мы побывали, что мы повидали?», связь речи и движения являлась основой развития мышления детей : словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют те слова конкретным содержанием.
Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Развитию этой способности отводила такой игре, как «Отгадай – ка!». В этой игре пример синтезирования дала я сама: перечислила характерные особенности предмета, т. е загадывала загадку, а дети отгадывали.
Для развития памяти (а без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами) применяла игры, содержащие необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти. В игре «Переполох» я помогала связывать между запоминаемым и припоминаемыми объектами, руководила умственной активностью детей, направляла ее и дала необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делал умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными. А в игре «Кто здесь прячется?» дети учились уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот прием облегчает процесс запоминания и припоминания. В своей работе на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математики широко использую дидактические игры, этот способствует повышению интереса детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. При этом стараюсь, чтобы в игре присутствовали элементы занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. В играх – занятиях я целенаправленно воздействую на мышление малышей, продумываю содержание игр, методические приемы их проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Ведь особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Содержание игр постепенно, по мере усвоения расширяю. Постепенно детей знакомлю с новыми дидактическими играми, в которых дети учатся выполнять роль ведущего. Очень нравятся детям настольно печатные игры: «Найди свой цвет», «Парочки» и т. д. В этом возрасте уже повышены требования к умению детей выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их, классифицировать.
Таким образом, правильно организованная игра воспитывает активное стремление детей что – то узнать, искать, проявлять усилие и находить; обогащает духовный мир детей.