Екатерина Семенова
Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологический лабиринт»
программа социально- личностного развития детей дошкольного возраста
Пояснительная записка.
В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.
Публикация «Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение. Поэтому в программу включены игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.
Программа составлена на основе:
- программы «Познаю себя» Образовательная система «Детский сад-2100» М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова;
-«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» составители: И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа;
Цель программы: Гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Задачи:
1. Формировать установку на положительное отношение к себе.
2. развивать эмоционально- волевую сферу (осознанное восприятие эмоций, умение адекватно выражать и понимать эмоциональные состояния).
3. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции; развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;
4. развивать мелкую моторику руки;
5. снятие тревожности.
6. повышение групповой сплоченности.
Формы и методы работы:
1. Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
2. Арт- терапия: сказкотерапия и песочная терапия.
3. Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг.
4. Релаксационный метод.
Планируемые результаты психологической работы в группах:
К 5 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей с незначительной помощью взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и название предметов обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 6 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
К 7 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков, геометрических фигур, различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
Сроки реализации программы:
программа рассчитана на 2 года психологического сопровождения детей 4-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: диагностика; развивающие, коррекционно-развивающие занятия; консультации.
Она состоит из 49 занятий: 1 год-24, 2 год-25
Продолжительность каждого занятия- 25 минут.
Программа предполагает подгрупповую работу по 6-10 человек.
Содержание программы по разделам:
1 год. 1 часть «Мир чувств, мир эмоций»
№ занятия Тема занятия часы
1 Это Я! 1
2 Настроение 1
3 Дружба начинается с улыбки 1
4 Каким я себя вижу 1
5 Мой портрет (аппликация) 1
6 Я могу быть другим 1
7-8 Радость 2
9-10 Грусть 2
11-12 Злость 2
13-14 Страх 2
15-16 Удивление 2
17 Мои чувства 1
2 часть «Тайны песочной страны»
(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)
18 Преображение пустыни 1
19 Ладошки на песке 1
20 Песчинки-художницы 1
21 Эти чудо- камни 1
22 Сила добра 1
23 Загадки волшебного коврика 1
24 В гостях у цветочной феи 1
Итого: 24 часа
2 год. 1-я часть Эмоционально- волевое развитие
1 Мы команда! 1
2 Наши чувства 1
3 Победа 1
4 Путешествие с ежиком 1
5 Игры с лягушонком Квакшей 1
6, Аленушкина сказка 1
7 Путешествие в страну рс 1
8 Приключения с Незнайкой 1
9 По щучьему велению. 1
10 Волшебный магазин 1
11 Театр 1
12 Турнир 1
13 Вот какие мы! (заключительное) 1
2-я часть Путешествие в стану «Что я могу»
(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)
14 Вводное 1
15 Путешествие в Синегорье к орлу зоркий глаз 1
16 Игры и упражнения на развитие зрительных ощущений и представлений 1
17 Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе чуткие уши 1
18 Игры и упражнения на развитие слуховых ощущений и слухового внимания 1
19 Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх 1
20 Игры и упражнения на развитие ощущений 1
21 Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык 1
22 Игры и упражнения на развитие ощущений 1
23 Путешествие на чувствительные холмы к Обезьяне Любопытные руки 1
24 Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений 1
25 Страна «Что я могу» (заключительное) 1
Итого: 25 часов
Диагностический блок:
Диагностика эмоционально- волевой сферы детей 1
Диагностика готовности детей к обучению в школе подгрупповая) 2
Диагностика готовности детей к обучению в школе (индивидуальная) 25 минут на каждого ребенка
Список литературы :
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.
2. Громова Т. В. Страна эмоций. — М., 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб. : Речь; ТЦ Сфера, 2001.
4. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей Гоов ли ваш ребенок к школе? Дельта 1997.
5. Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. —Минск, 1997.
6. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.
7. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
8. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя Методические рекомендации к программе социально- личностного развития детей дошкольного возраста М. 2006.
9. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М. Балласт 2005.
10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
11. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000.
12. Левина Н. А. Система работы по эмоционально- волевому развитию. Старшая и подготовительная группы. Корифей Волгоград 2009.
13. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
14Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
15Миронова ММ. Психология Разработки занятий Средний и стрший дошкольный возраст Корифей Волгоград 2006.
16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1998.
17Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.
18 Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
19. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.
20 Урунтаева Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. —М., 1995.
21 .Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.
22. Хухлаева О. В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
23 Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М. ,1998.
24Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. — М., 2001. .
25. Чистякова М. И. Психогимнастика. —М., 1995.
26. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. - Мозырь: Белый ветер, 2005.
27.150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. 28 Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. - М. : АСТ, 2000.
29 Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Умные книжки. - М. : Махаон, 2010.
30 Тесты для детей 5-6 лет: Учебное пособие. Умные книжки. - М. : Махаон, 2010.
31 Тесты Готов ли ребенок к школе Память, логика, внимание. Сост. Л. Маврина, 32 Ю. Васильева. : м. ООО Стрекоза 2010.
Дата составления 23.08. 2010г.
Педагог-психолог Смородская Екатерина Николаевна