МААМ-картинки

Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Екатерина Семенова
Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Психологический лабиринт»

программа социально- личностного развития детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.

Публикация «Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение. Поэтому в программу включены игры и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

Программа составлена на основе:

- программы «Познаю себя» Образовательная система «Детский сад-2100» М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова;

-«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» составители: И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа;

Цель программы: Гармонизировать психоэмоциональное состояние.

Задачи:

1. Формировать установку на положительное отношение к себе.

2. развивать эмоционально- волевую сферу (осознанное восприятие эмоций, умение адекватно выражать и понимать эмоциональные состояния).

3. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции; развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;

4. развивать мелкую моторику руки;

5. снятие тревожности.

6. повышение групповой сплоченности.

Формы и методы работы:

1. Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.

2. Арт- терапия: сказкотерапия и песочная терапия.

3. Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг.

4. Релаксационный метод.

Планируемые результаты психологической работы в группах:

К 5 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей с незначительной помощью взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и название предметов обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.

К 6 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т. д., геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, различает по величине до 7 предметов, Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях. Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

К 7 годам ребёнок:

Вступает в контакт со взрослым. Называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают домашний адрес и телефон. Собирает предметную разрезную картинку из 6 ровных частей без помощи взрослого. Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков, геометрических фигур, различает по величине до 10 предметов. Знает и использует в речи обобщающие понятия, объясняет свой выбор. Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

Сроки реализации программы:

программа рассчитана на 2 года психологического сопровождения детей 4-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: диагностика; развивающие, коррекционно-развивающие занятия; консультации.

Она состоит из 49 занятий: 1 год-24, 2 год-25

Продолжительность каждого занятия- 25 минут.

Программа предполагает подгрупповую работу по 6-10 человек.

Содержание программы по разделам:

1 год. 1 часть «Мир чувств, мир эмоций»

№ занятия Тема занятия часы

1 Это Я! 1

2 Настроение 1

3 Дружба начинается с улыбки 1

4 Каким я себя вижу 1

5 Мой портрет (аппликация) 1

6 Я могу быть другим 1

7-8 Радость 2

9-10 Грусть 2

11-12 Злость 2

13-14 Страх 2

15-16 Удивление 2

17 Мои чувства 1

2 часть «Тайны песочной страны»

(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)

18 Преображение пустыни 1

19 Ладошки на песке 1

20 Песчинки-художницы 1

21 Эти чудо- камни 1

22 Сила добра 1

23 Загадки волшебного коврика 1

24 В гостях у цветочной феи 1

Итого: 24 часа

2 год. 1-я часть Эмоционально- волевое развитие

1 Мы команда! 1

2 Наши чувства 1

3 Победа 1

4 Путешествие с ежиком 1

5 Игры с лягушонком Квакшей 1

6, Аленушкина сказка 1

7 Путешествие в страну рс 1

8 Приключения с Незнайкой 1

9 По щучьему велению. 1

10 Волшебный магазин 1

11 Театр 1

12 Турнир 1

13 Вот какие мы! (заключительное) 1

2-я часть Путешествие в стану «Что я могу»

(проводится с детьми по подгруппам 5-6 человек)

14 Вводное 1

15 Путешествие в Синегорье к орлу зоркий глаз 1

16 Игры и упражнения на развитие зрительных ощущений и представлений 1

17 Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе чуткие уши 1

18 Игры и упражнения на развитие слуховых ощущений и слухового внимания 1

19 Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх 1

20 Игры и упражнения на развитие ощущений 1

21 Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык 1

22 Игры и упражнения на развитие ощущений 1

23 Путешествие на чувствительные холмы к Обезьяне Любопытные руки 1

24 Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений 1

25 Страна «Что я могу» (заключительное) 1

Итого: 25 часов

Диагностический блок:

Диагностика эмоционально- волевой сферы детей 1

Диагностика готовности детей к обучению в школе подгрупповая) 2

Диагностика готовности детей к обучению в школе (индивидуальная) 25 минут на каждого ребенка

Список литературы :

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.

2. Громова Т. В. Страна эмоций. — М., 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб. : Речь; ТЦ Сфера, 2001.

4. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей Гоов ли ваш ребенок к школе? Дельта 1997.

5. Коломинский Я. Л., Панъко Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. —Минск, 1997.

6. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.

7. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.

8. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя Методические рекомендации к программе социально- личностного развития детей дошкольного возраста М. 2006.

9. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М. Балласт 2005.

10. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

11. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000.

12. Левина Н. А. Система работы по эмоционально- волевому развитию. Старшая и подготовительная группы. Корифей Волгоград 2009.

13. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.

14Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.

15Миронова ММ. Психология Разработки занятий Средний и стрший дошкольный возраст Корифей Волгоград 2006.

16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1998.

17Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.

18 Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.

19. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.

20 Урунтаева Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. —М., 1995.

21 .Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.

22. Хухлаева О. В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.

23 Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М. ,1998.

24Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. — М., 2001. .

25. Чистякова М. И. Психогимнастика. —М., 1995.

26. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. - Мозырь: Белый ветер, 2005.

27.150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. Л. А. Григорович, О. С. 28 Ермоленко, Т. Д. Марцинковская и др. - М. : АСТ, 2000.

29 Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Умные книжки. - М. : Махаон, 2010.

30 Тесты для детей 5-6 лет: Учебное пособие. Умные книжки. - М. : Махаон, 2010.

31 Тесты Готов ли ребенок к школе Память, логика, внимание. Сост. Л. Маврина, 32 Ю. Васильева. : м. ООО Стрекоза 2010.

Дата составления 23.08. 2010г.

Педагог-психолог Смородская Екатерина Николаевна

Публикации по теме:

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2015 в 16:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД