Светлана Петровна Потоцкая
Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль дидактических игр в развитии детей
раннего возраста»
Воспитатели:
Потоцкая Светлана Петровна
Лынова Альфия Алиевна
МОУ Детский сад № 279
«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка»
А. В. Запорожец
Публикация «Роль дидактических игр в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения.
Все мы знаем, что детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От качественной и своевременной подготовки ребенка
к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Необходимо выбирать методы и формы обучения, наиболее приближенные
к естественной детской среде.
Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Нельзя лишать ребенка игровой практики, так как, это лишает его главного источника развития, ведь для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Интерес ребенка является лучшим стимулом к обучению, можно отметить, что необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно – образовательном процессе.
Успешное овладение детьми знаниями, умениями, их умственное развитие во многом зависят от эффективности дидактического процесса в детском саду. Поэтому наряду с разработкой содержания умственного воспитания, определением характера и объема знаний необходимо совершенствование дидактических средств образовательной работы, поиск путей рационального использования различных организационных форм обучения.
Хорошо известно, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации.
Поэтому от современных дошкольников требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.
Сегодня мы хотим поговорить о роли дидактических игр в развитии детей раннего возраста в детском саду.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие.
По мнению В. Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Существует гипотеза: что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей раннего возраста.
Игра отражает ход мыслей и чувств детей, в игре дети овладевают новыми знаниями, навыками и умениями.
Мы, учитывая актуальность проблемы и важность её для развития детей, поставили перед собой цель.
Цель: Повышение эффективности воспитания и обучения детей первой младшей группы через использования дидактических игр.
И обозначили для себя
Задачи:
• способствовать обогащению игрового опыта ребенка;
• создавать благоприятные возможности для реализации ребенка и собственных игровых целей;
• выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.
• обогатить предметно-развивающую среду в своей группе.
Актуальность темы обусловлена тем, что взаимодействие воспитателя и ребенка не будет полным без использования в работе дидактических игр.
Практическая значимость работы заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий.
Актуальность и перспективность выбранной темы :
Всем известно, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В работе с детьми, мы заметили, что дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий. Если на занятиях дети не смогли уяснить значения совершаемых действий, то они выполняют их механически.
Мы задались вопросом: Как избежать формального усвоения материала?
Для этого:
• изучили теоретический материал по данной проблеме;
• подобрали литературу, игры, упражнения по теме опыта;
• составили перспективный план;
В начале года в период адаптации провели мониторинг детей по выявлению знаний, умений и навыков.
Выяснилось, что у многих детей плохо развиты речевые навыки, некоторые дети совсем не умели разговаривать, не устойчивое внимание.
И какую систему работы для себя выстроили:
1) Выявление проблемы.
2) Подбор и изучение литературы, формирование информационного поля (т. к. при систематическом применении ряда игр и упражнений, как в детском саду, так и в домашних условиях может положительно влиять на развитие памяти, внимания, воображения, мышления и речи).
3) Проведение родительских собраний с целью ознакомления проводимой работы; проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Методикой проведения и изучением дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты. Некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают её одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед детским садом: не только дать детям определённый объём знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления.
Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них, познавательная деятельность сочетается с игровой.
При обучении детей раннего возраста предпочтение отдаю дидактическим пособиям и игрушкам : кубикам, пирамидкам, матрешкам и т. д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями.
Важным аспектом в игровых занятиях является взаимодействие воспитателя и детей. Воспитатель воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. По мере вникания детей в рабочий процесс воспитатель усложняет материал и через дидактические игры доносит до детей необходимые знания, совершенствует детское восприятие, мышление и речь.
Различают три основных вида дидактических игр :
- предметные игры, с использованием различных предметов или природных материалов;
- настольные игры;
- словесные игры.
Первый вид игр способствует развитию предметно – игровой деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки.
Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным материалом, т. е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.
Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно – действенного мышления. Цель таких игр научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что так же способствует развитию воображения у ребенка.
Особенно любимы детьми настольно-печатные игры.
Начиная игру с дидактическими настольными играми, мы проводим подготовительную работу. Например, я показываю игрушку, называю ее свойства, а потом предлагаю картинку, на которой дети должны найти изображение этой игрушки.
Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по элементарным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.
Для поддержания интереса детей к игровым занятиям следует решать с ними одни и те же образовательные задачи, только на разных дидактических пособиях.
Третий вид дидактических игр : словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Я учу детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки.
Дидактические игры играют важную роль в воспитании детей разных возрастов. В первой младшей группе интерес к дидактическим играм вызван практическим осуществлением предметных действий. Они сравнивают основные свойства предметов: цвет, форму, величину, учатся соотносить цвета, сравнивать форму, накладывать друг на друга предметы.
Дети с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретенные игры в магазине, так и сделанные своими руками. Большую помощь в изготовлении различных развивающих игр мне оказывают родители. Они сделали развивающую книгу, где отражены игры – с пуговицами для развития моторики рук «Еж и грибы», «Яблонька с яблочками», игры «Воздушные шарики» «Пирамидка» «Радуга» на липучках, игры со шнуровками; игры с прищепками разных цветов.
Принесли из дома свои вкладыши с геометрическими фигурами,
с домашними животными. Дети играют в эти игры и запоминают животных, геометрические фигуры. Так же собрали для познавательной деятельности коллекции из различных тканей, для развития тактильных ощущений у детей.
Не так давно мною был разработан и осуществлен проект «Я играю, я познаю»
Работа началась с подбора и изучения методической литературы, создала в группе предметно -развивающую среду (подбор дидактических игр, художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки, была пополнена картотека дидактических игр для детей раннего возраста, которые использовались в образовательной деятельности с детьми и в свободное время.
Важно, чтобы дети развивались не только в дошкольном учреждении, но и дома, поэтому нами была проведена работа по взаимодействию с родителями. А именно оформление консультаций в родительском уголке, посвященным дидактическим играм; оформление выставки для родителей «Дидактические игры для детей»; был проведен мастер-класс для родителей «Игры для детей своими руками»; запланирована родительская гостиная «Учимся играть в дидактические игры» и введение традиции «Игра на дом», «Любимая домашняя игра». Родители очень активны и всегда готовы прийти на помощь.
На данном этапе была проведена повторная диагностика для выявления знаний, умений и навыков детей раннего возраста, которая показала положительную динамику в развитии.
Полученные результаты дают право утверждать, что систематическое использование дидактических игр в работе является плодотворной и эффективной в плане того, что некоторые дети начали разговаривать, развивается внимание, восприятие, память, мышление, активизируется речь.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу в том же направлении.
Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.
Ведь, играя, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком, которое с лихвой вознаграждается - блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.
Литература:
1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
5. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. Феникс, 2008г.
6. Интернет- ресурс.