Вероника Хлопушина
«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста». Из опыта работы
Из опыта работы.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста Подготовила : воспитатель Хлопушина В. С.
Цели: ознакомление педагогов с использованием приёмов ТРИЗ в развитии творческого воображения.
Задачи:
Публикация «„Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Познавательная - ознакомление с методами, приёмами использования ТРИЗ, ТРИЗ-играми.
воспитательная – умение применять методы ТРИЗ в работе.
Развивающая - распространение педагогического опыта.
1. Актуальность.
Теоретическая часть:
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.
Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.
Воображение бывает воссоздающее или творческое :
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.
Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Современное образование, согласно ФГОС, получило задачу воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. И самое время начинать этот процесс с детства, когда воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого. Ведь детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.
2. Практическая часть:
С моей точки зрения, формировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы помогают ТРИЗ – технологии, которые можно использовать в работе с детьми, начиная с младшего возраста.
Например:
• дидактические игры, развивающие фантазию и воображение :
«На что похожи облака?» - Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом (слонёнок, пушистая подушка, пёрышко и т. д.);
«Незаконченный рисунок» - посмотреть, на что похожа картинка и продолжить её;
«Превращение геометрической фигуры» - треугольник – это (крыша, ломтик сыра, кусочек торта, парус и т. д.)
• Использовать приём нахождения новых идей.
Для этого я использую метод «мозговой штурм».
На вопрос, как остаться сухим, гуляя под дождем, мои воспитанники предложили много вариантов: можно надеть дождевик; раскрыть зонтик; взять большую коробку, поднять ее над головой; надеть шляпу с широкими полями и т. п. Один мальчик даже ответил: «Надо дома сидеть».
• Приём вживания в образ (развивает фантазирование)
когда ребенку предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Например: «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца».
• Приём вхождения в картину.
Дети рассматривают картину. Предлагаю представить, что ребёнок вошёл в картину и оказался на лугу, в лесу и т. д. Задаю вопросы: «Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил?» Затем путешествует в картину другой ребёнок. Я опробовала данный прием в младшей группе, опираясь на возрастные особенности детей, когда проводила НОД по речевому развитию. Удивление, искренний интерес и желание говорить проявили все участники процесса.
Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Поэтому так важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе - уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.
Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.