Галина Маскалёва
Развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ-детский сад № 2
Выполнила и провела:
Воспитатель
1 квалификационной категории
Маскалёва Г. А.
г. Татарск, 2018г
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Цель:
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие творческого воображения детей через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
• Познакомить с нетрадиционной техникой рисования с использованием соли.
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности - акварель, темно синий картон, баночки с водой, кисти для рисования, соль,.
Вступительное слово
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения
Наша встреча сегодня посвящена развитию воображения через нетрадиционные техники рисования.
Думаю что вы замечали что дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, каждый их вас новерное так рисовал, палочкой на песке во время прогулок, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем наши дети и воспитатели изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками в чем моя работы и заключается.
Для использования нетрадиционных техник рисования перед собой я поставила цель: создание педагогических условий для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Поставленная цель привела к решению следующих задач: (на экране)
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования
• сформировать у детей технические навыки рисования
• научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, чтобы была доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д, всем этим мне помогли пополнить центр творчества наши родители. Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами мы с детьми обогатили уголок продуктивной деятельности всё это вы видите на слайде.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь, предлагая выбор и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
А то чему способствуют занятия с использованием нетрадиционных техник можите увидеть на слайде.
• развитию творческих способностей, воображению и полёт фантазии и другие способности на слайде.
• Развивает пространственное мышление.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
• Развивает мелкую моторику рук.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Чтобы детям было интересно в своей работе использую игры на развитие творческой активности и воображения.
1. Например многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
2. Такая дидактической игра как «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук,воображение, фантазия. Дети с удоволствием включаются в игру.
3. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочешь.
Хочу отметить то, что свою работу с использованием нетрадиционных техник начала со 2-ой младшей группы, разработав программу кружка во второй половине дня «Волшебный карандашик» по принципу «от простого к сложному». На экране приведены основные техники, используемые в отдельных возрастах:
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
• рисование по мокрому листу бумаги
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. На выставке вы можите посмотреть лучшие работы моих воспитанников.
Практическая часть
Уважаемые коллеги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Сегодня покажу, как с детьми использовать в нетрадиционной технике рисования соль и акварель. Используя их, можно получить удивительные и неожиданные эффекты. Безусловно, какие-то «фишки» вам известны. Но, возможно, вы найдете для себя что-то новое и вдохновляющее на художественные подвиги. Мне нужны 6 педагогов.
Сегодня покажу удивительную технику, благодаря которой мы можем сделать праздничный салют с детьми, звёздное небо, космос и всё что угодно. Очень большие впечатления от салюта все вы видели у своих детей на городских праздниках. Скоро приближается 9 мая и с детьми можно нарисовать вот такой салют.
Нам понадобиться картон чёрный или темно синий, как ночное небо. Дальше нам потребуется клей ПВА в тюбиках, рисовать будем именно тюбиком. Чтобы клей хорошо тёк проткните его. Нам понадобится непроливайка, кисточка, именно акварельные краски, желательно медовые, т. к они яркие.
Приступим наводить красот. Будем рисовать вспышки салюта в темное время суток, на ночном небе. Поставила точку и от неё как рисуем красивые вспышки салюта как пальмочки. Вот посмотрите клеем оказывается можно рисовать. В дали рисуем вспышки салюта поменьше. Мы с детьми рисовали мелками красками, а вот клеем детям очень понравилось. Итак вспышки салюта получились. Теперь берём соль и начинаем посыпать. Посыпаем очень обильно, не жалея. Очень хорошее упражнение, когда мы сыпем, развиваем мелкую моторику, пальчики готовятся к письму. Когда мы посыпаем соль на клей, то она приклеивается. Вот у нас получается очень солёный красивый салют. Пошевелили соль, потрясли, лишнюю соль высыпаем на поднос и у нас получился вот такой салют. Встряхнули пальчики и приступаем к работе акварелью. Акварель у нас будет как волшебница. Макаем кисточку в воду и берём например желтую краску, делаем легкое движение кистью с краской по салюту. Добавляем оранжевого цвета и вы уже видите как великолепно получается. Вымываем кисточку и и следующие вспышки рисуем зелёным. К зелёному добавляю желтого. Посмотрите как красиво получается. Далее берём синий и тоже добавляем желтого. Желтый мы добавляем чтобы показать всю целостность салюта. Желтый цвет придаёт волшебство салюта. Когда подсохнет наш волшебный салют, он будет радовать глаз, можно на нашем небе добавить разноцветные звёзды такой же техникой.
Предлагаю показать коллегам наш волшебный салют.
На выставке работ вы наверное видели лучшие работы детей в технике рисование солью, и много других работ с использованием различных нетрадиционных техник.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
А теперь обратите внимание у вас на столых лежат три цвета ленточек.
Рефлексия мастер-класса
На Руси завязывали ленточки на березу, чтобы иметь удачу в делах, прибыль. Красный цвет – все удалось, очень интересно. Жёлтый цвет – удалось, но метод не новый. Зелёный цвет – скучно, не интересный материал.
Я предлагаю вам взять ленточки и прикрепить их к кисточке, которой вы рисовали.
– Я благодарю всех участников мастер-класса! И хочу сказать: У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. Я желаю каждому из вас быть всегда в хорошем настроении, творить и заряжать окружающих своей неутомимой энергией и мастерством.
- Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины. Благодарю всех за внимание.