Маргарита Мауль
Проект «Развитие художественного-эстетического творчества детей через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка
детский сад «Теремок»
Проект
«Развитие художественного - эстетического творчества детей
через нетрадиционные техники рисования».
Тема: «Золотая осень»
Средняя группа «Светлячки»
Публикация «Проект „Развитие художественного-эстетического творчества детей через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Воспитатель: Мауль М. В.
Участники проекта : воспитатели, родители и дети средней группы.
Целевая группа: дети средней группы.
Срок реализации: октябрь 2014 года.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей у детей.
Тип проекта : информационный, художественно развивающий.
Проблема: Как нарисовать, если нет под рукой кисточки. Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.
Актуальность проблемы:
Рисование является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, художественный вкус, творческие способности, нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, свечой, ватной полочкой. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
Цель проекта :
• Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
• Прививать интерес к изобразительной деятельности.
• Способствовать развитию эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
• Обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок.
• Систематизировать и углубить представления детей о времени года - осень.
Пути достижения цели:
Чтение художественной литературы : пословицы, поговорки, загадки, стихотворения об осени.
Исследовательская деятельность: собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине.
Рассматривание иллюстраций об осени, о сборе урожая.
Наблюдения на прогулке.
Беседы об осенних изменениях в жизни растений, животных. Польза от овощей и фруктов.
Игровая деятельность: дидактические игры «Дорисуй предмет», «Найди ошибку», «Собери картинку», «Найди листочек как у меня»; подвижные игры «У медведя во бору», «Листопад», «Солнышко и дождик»; игры – ситуации.
Художественно – эстетическое воспитание через нетрадиционные техники рисования методами рисования ладошкой, пальчиками, отпечатки листьями, восковые карандаши + акварельные краски, печать картофелем.
Музыкальное воспитание: разучивание песен об осени.
Совместная деятельность детей, родителей и педагога:
Чтение художественной литературы посвященной осени.
Разучивание загадок, стихотворений об осени.
Прогулки в осенний лес, парк.
Изготовление поделок из природного материала.
Изготовление поделок из природного материала.
Фотосъёмка детей на фоне осенней природы.
ЗАДАЧИ:
• Научить детей нетрадиционным техникам рисования.
• Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
• Развивать умения и навыки детей в экспериментировании с изобразительными материалами.
• Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.
• Углублять знания времени года – осень.
Предполагаемые результаты:
• Наличие у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
• Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей средней группы.
• Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
• Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей.
• Усвоение необходимых знаний по теме «Осень».
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
• Представление проекта «Нетрадиционные способы рисования для малышей».
Нетрадиционные техники рисования :
• Рисование ладошкой
• Рисование пальчиками
• Оттиск поролоном
• Отпечатки листьев
• Восковые карандаши + акварельные краски
• Набрызг
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Изучить и создать информационную базу по проекту.
• Составить план проекта.
• Изучение литературы, подбор материала.
• Организовать родителей для помощи проведения данного проекта
• Подготовить папку-передвижку «Нетрадиционные способы рисования».
Основной этап:
• Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
• Обогащать и активизировать словарный запас.
• Развивать связную речь.
• Развивать интерес к изобразительному искусству.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
• Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
• Прививать художественный вкус.
• Воспитывать навыки взаимоотношения и сотрудничества.
• Воспитывать активность и самостоятельность.
• Воспитывать интерес к окружающему миру.
• Создать развивающую среду по данной тематике.
• Чтение рассказов (стихов) на осеннею тематику.
• Прослушивание весёлых осенних песенок.
• Провести наблюдения на прогулке за осенними изменениями.
• Оформить выставку.
Заключительный этап.
• Подвести итоги проекта.
• Проанализировать полученные результаты.
• Осенний утренник «Как дети осень искали?».
• Подготовить отчёт по проекту в виде презентации.
Материально-техническое обеспечение проекта : альбом, гуашь, штампы, печатки, памятки для родителей, фотоаппарат.
Методическое обеспечение проекта
1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».
3. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».
5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».
6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».
8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».
10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».
11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Методические рекомендации: Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Вывод
Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу, что использования нетрадиционных техник, рисования создают ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Используя новые и интересные технологии и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.