Наталья Букова
Развитие творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Без развития творческих способностей формирование многогранной и целостной личности невозможно. У ребенка они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью раскрываются самостоятельно. Создав условия, побуждающие его к занятиям творчеством, можно разбудить эти способности.
Что же такое творческие способности и зачем их развивать?
Публикация «Развитие творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
Творчеством называется процесс когда человеком создается что-то принципиально новое, оригинальное, уникальное. Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и обыденное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, хотя не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.
Формирование творческой личности является одной из главных задач педагогики. Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.
К творческим способностям относят :
• воображение,
• образное мышление,
• интуицию,
• фантазию,
• восприятие,
• инициативность,
• любопытство,
• возможность применить теоретические знания на практике.
Творческие способности очень важны, именно поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Чаще всего родители отдают предпочтение развитию интеллектуальных способностей ребенка, логики и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это огромная ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию таких качеств как наблюдательность, воображение, мышление, память, эмоциональный интеллект. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Именно поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.
Для того чтобы развивать творческие способности у детей, необходимо соблюдать определенные условия:
1. Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
2. Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
3. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
4. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
5. Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
6. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
7. Регулярный и системный характер занятий.
8. Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
9. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.
Дети в дошкольном возрасте активно вовлекаются в творческую деятельность. В ней они и ведомы взрослым, и пробуют свои силы самостоятельно. Это безусловно требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.
Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.
Младший дошкольный возраст.
1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливает ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.
3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.
Старший дошкольный возраст.
5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.
Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Стоит начинать развивать творческие способности детей как можно раньше.
Как развивать творческие способности дошкольников?
Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься с малышом рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу.
Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.