любовь волоковых
Из опыта работы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
№ 6 «Рябинка»
«Развитие логического мышления у детей
Публикация «Из опыта работы „Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
в повседневной игровой деятельности»
Автор:
Волоковых
Любовь Михайловна,
воспитатель высшей категории
Актуальность темы «Развитие приемов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в повседневной игровой деятельности» обусловлена социальным запросом общества. Целесообразность его развития у дошкольников бесспорна. Этой проблемой занимались А. А. Столяр, И. Л. Никольская, В. Н. Руденко, С. И. Смирнова, Л. Г. Петерсон, Д. Б. Эльконин, З. А. Зак, А. В. Запорожец.
Можно констатировать, что целостной концепции развития логических приемов у детей в дошкольной педагогике пока не сложилось. Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большинство методик ориентировано на усвоение детьми готовых знаний, не дающих возможность развитию детской мыслительной деятельности. Большой процент детей этого возраста затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать, что может отрицательно повлиять на интеллектуальное развитие и в дальнейшем на успешность обучения в школе, поэтому, очень важно к концу дошкольного возраста научить их мыслить, рассуждать и обосновывать свои суждения.
Чтобы разрешить данную проблему, мною было принято решение компенсировать этот пробел путем организации работы по развитию приемов логического мышления у детей в повседневной игровой деятельности. Ведь игра является основным видом деятельности для дошкольников. Игры логического содержания способствуют исследовательскому и творческому поиску. Развивающие игры, как один из наиболее естественных видов деятельности, способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Чтобы решить проблему: «Как развить у дошкольника умение мыслить?». Решить ее можно, используя в своей работе новые педагогические технологии : проблемную, поисковую, проектную и исследовательскую деятельность, с применением ИКТ.
Степень новизны работы заключается в следующем:
1. обучение детей осуществляется с использованием авторского приема «математический шаг» («шаг обучения», «шаг игры», что позволяет повысить интерес, мотивацию, снизить утомляемость;
2. выбор нетрадиционной формы организации работы : занимательная гостиная «Почемучка».
Цель: развитие приемов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе повседневной игровой деятельности.
Задачи:
1. обследовать уровень развития элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
2. формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
3. использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.
Формой организации работы по реализации мероприятий является занимательная гостиная «Почемучка», действующая два раза в месяц, где дети в процессе игры обучаются элементам логической мыслительной деятельности. Игры проводятся согласно ежемесячному тематическому плану работы с учетом интересов и способностей детей, в индивидуальной и коллективной форме. Продолжительность данных игр до 30 минут.
Для решения поставленной цели в ходе реализации используются следующие методы и приемы:
- игровой
- обследования и наглядности;
- словесный;
- практический;
- метод проектов;
- проблемно-мотивационный метод;
- исследовательский;
- интеграции;
- моделирования.
Основными принципами в построении работы с детьми являются :
- принцип развивающей последовательности;
- принцип доступности: соблюдения правил от известного к неизвестному, от простого к сложному;
- принцип системности;
- принцип индивидуального подхода: обучение на основе знания индивидуальных способностей ребенка.
Создана предметно-развивающая среда – это познавательный уголок, в котором оформлены различные схемы, модели, карты-схемы, головоломки, банк развивающих, настольно-печатных игр. Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Содержание логической подготовки состоит из четырех блоков:
• анализ;
• сравнение;
• классификация;
• обобщение.
Для развития умения анализировать использовала следующие игры:
Игра, «Какая фигура лишняя?»
1. Определите, какая фигура в этом наборе лишняя?
2. Оставшиеся фигуры разделите на 2 группы.
- Объясните, по какому признаку их разделили? Почему?
Игра «Исправь ошибки художника».
Детям показываю слайд с изображением тетрадей, отличающихся цветом, размером, формой, толщиной, и прошу назвать их отличительные особенности.
Игры, направленные на формирование приемов сравнения.
При формировании приема сравнения важно научить детей видеть предметы с разных сторон, выделяя в них такие признаки, по которым можно осуществлять сравнение.
Задания такого вида вызывают у детей затруднения. Поэтому особое внимание уделяю сравнению предметов по цвету, форме, величине и другим признакам, начиная с двух объектов, и постепенно увеличивая их количество.
Игра «Найди сходства и отличия»
Прошу детей решить спор.
- Одна из кукол говорит, что они похожи, другая, что не похожи – найдите в них сходства и отличия.
Подвожу детей к тому, что сравнивать два предмета – это значит сказать, по каким признакам предметы сходны и различны.
Игры на развитие умения классифицировать предметы.
Предлагаю классифицировать предметы по:
• названию (например, предлагается назвать предметы верхней одежды);
• размеру (например, предлагается разложить мячи в корзины по величине; разложить ленточки по длине от самой длинной до самой короткой; расставить елки по высоте от самой низкой до самой высокой);
• цвету (например, предлагается детям выбрать все предметы оранжевого цвета);
• форме (например, предлагается отложить все четырехугольники, выбрать все фигуры, кроме треугольников)
Перечисленные примеры - это классификация по заданному основанию: педагог сообщает, дети разделяют. В другом случае классификация выполняется по основанию, которое дети определяют самостоятельно. При этом основание может быть определено в нескольких вариантах.
Игра «Пишем письмо».
Цель: познакомить с элементом действия моделирования - кодированием признаков предметов.
На доске - картинки с изображением домов.
Перед детьми ставлю проблему: «Мальчик из группы «Смородинка» хочет сложить домик из строительного материала, но не знает, какие детали ему нужны». Предлагаю написать ему письмо и сообщить, какой формы детали ему нужно приготовить. Так как мальчик еще не умеет читать, письмо будет необычное - написано значками.
На доске и в тетради заготовка для письма.
- В первой клетке нужно отметить форму предмета. Какую геометрическую фигуру мы используем для этого? Дети обсуждают, предлагают, выбирают значок. В следующих клетках дети отмечают детали необходимые для дальнейшего строительства домика.
После окончания задания дети читают свои письма, остальные оценивают, дополняют. При помощи знаковой символики решают проблемную ситуацию
Такие игры, как “Летает – не летает?”, “Съедобное - несъедобное»,
“Загадки” способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учат выделять существенные признаки предметов.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Игры блока «обобщения» на развитие умений рассуждать и делать выводы
Для данных игр используем демонстрационный материал «Признаки предметов».
Цвет Форма
Размер Живое неживое
1. – «Сегодня мы с вами узнаем из письма Степашки, какие фрукты он больше всего любит?».
2. - Назовите фрукты заданного цвета и формы?
зеленый
желтый
красный
оранжевый
З. - Составьте свои загадки об овощах и фруктах с помощью знаков.
Загадайте друзьям. Например:
- Какой это плод? Почему?
зеленый
Дидактические игры, различные беседы, загадки, смекалки, головоломки, лабиринты вызывают у детей большой интерес. Особое внимание уделяется практическим методам (моделирование). Для организации взаимодействия детей применяю приемы : игра в подгруппах, парное сотрудничество. Работа по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учетом индивидуальных возможностей, уровня развития детей.
При объединении в пары детей разных по уровню развития позволяет организовать между детьми взаимопомощь. Игры проводятся в форме совместной работы, сотрудничества, во время которых выполняется роль не педагога, а старшего более опытного товарища.
Можно сделать вывод, что развитие приемов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в повседневной игровой деятельности формирует умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели. У детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет значимость для развития мыслительной деятельности дошкольников, что в дальнейшем помогут успешно овладеть основами математики и информатики в школе.