Гелена Григорьева
Опыт работы «Развитие графических навыков у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Из опыта работы
«Развитие графических навыков у дошкольников»
(материалы предназначены для воспитателей дошкольных учреждений)
Подготовила:
старший воспитатель
Григорьева Г. В.
2021г.
Развитие графических навыков у дошкольников.
Публикация «Опыт работы „Развитие графических навыков у дошкольников“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как старший воспитатель, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. Учителя отмечают, что на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены недоразвитием мелкой моторикой пальцев рук и недостаточной сформированной зрительно-двигательной координацией.
Как правильно подготовить ребенка к школе? Этот вопрос всегда волнует и родителей и педагогов.
Учеными доказано, что «развитие мелкой моторики пальцев находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка» (М. М. Кольцова)
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работу необходимо начинать еще с рождения ребенка, на первом этапе жизненного пути. Об этом я говорю не только, как педагог, но и как мать двоих детей. Например: хватание предметов - игрушек, сжимание и разжимание пальцев рук. Игры с мозаикой, шариками и другие. Дети испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки, вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с вышеупомянутых действий. Поэтому необходимо заинтересовать ребенка, увлечь игрой. Для этого я рекомендую воспитателям использовать яркие, красочные, интересные по содержанию пособия (Приложение 1).
Для успешного проведения занятия, необходимо создать благополучные условия: создание эмоционально- положительной среды. Заниматься надо индивидуально или подгруппами 4-5 человек.
В младшем возрасте упор надо делать на развитие мелкой моторики пальцев рук. Рекомендую использовать такие пособия и игры
(Приложение 2) : «мозаика», «шнуровки», «нанизывание бус», разного размера шарики, «жар-птица», «волшебный цветок» (для застегивания и расстегивание пуговиц)
Второй этап работы начинается в старшем дошкольном возрасте, который связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Поэтому перед воспитателем ставится задача – развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами, умение правильно держать карандаш, фломастер, ножницы, кисть; учиться владеть и использовать самомассаж, игры и упражнения; формирование зрительно-моторных координаций, координации движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков; формирование навыков учебной деятельности.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Исследования развития движений рук ребенка представляют большой интерес, так как руки, обладая многообразием функций, является специфическим человеческим органом. Вот почему значение придают гимнастике для рук и пальцев (Приложение 3, а так же самомассажу. При этом обязательно учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка.
В старшей возрастной группе надо провести мониторинг двигательных и познавательных способностей (Приложение 4). По результатам мониторинга строится работа : использование физминуток, игр и упражнений, пальчиковый театр (Приложение 5).
В заключении хочу отметить, что, используя различные приемы работы, мы помогаем детям полноценно развивать руки, формировать правильную технику письма. И. М. Сеченов писал: «…что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными, мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Хорошим подспорьем в данной работе является содружество воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и родителей. Родители получают квалифицированный совет по методике организации и проведения работы дома, закрепляя полученные знания в детском саду. Совместная работа поможет быстрее достичь желаемых результатов (Приложение 6).
Список используемой литературы.
1. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить», М:Советская Россия, 1973
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : 1973.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать», 1997, Ярославль, «Академия развития»
4. Использованы материалы стихов, упражнений, игр из Интернет:
www.baby-scool.narod.ru
5. Бондаренко А. И. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1977.
6. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. – М., 1995
7. Голубина Т. С. Чему научит клеточка: Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
8. Пантелеева И. А. О подготовке детей к школе. // Начальная школа. – 2007. – №6. – с. 62 – 65.
9. Рыжкова Е. А. Развитие у младших школьников зрительно-пространственного восприятия средствами оригами. – Режим доступа: https:// www.ukrdeti.com/firstforum/p50.html
10. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб, 1999.
11. Хархан Г. В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Дошкольное воспитание». – 2006 – №4. – с. 22 – 26.
12. Орлова Т. Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – с. 72 – 75.
13. В приложение 1 использованы фотографии из Интернет https://images.yandex.ru
14. В приложение 2 использованы авторские фотографии.