Наталья Поцебенко
Из опыта работы по экологии «Человек и природа» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Рыбе – вода, птице – воздух,
Зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину»
М. М. Пришвин
Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.
Публикация «Из опыта работы по экологии „Человек и природа“ в младшей группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитание экологической культуры.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основными задачами экологического воспитания во второй младшей группе являются следующие :
• знакомить детей с растительным и животным миром;
• развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
• учить различать и называть домашних животных и их детенышей;
• знакомить с сезонными изменениями;
• воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе.
Работу по экологическому воспитанию мы реализовывали со второй группы раннего возраста и продолжили в этом году (младшая группа).
Перед нами стояла задача помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.
Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию мы используем различные методы:
• Метод наблюдения
• Проблемные ситуации, опыты и эксперименты
• Словесные методы (беседы, описательные рассказы, проблемные вопросы и т. д.)
• Игровые методы и игра
• Практическая деятельность (труд в природе, экологические акции, изобразительная и музыкальная деятельность с отображением природы)
• Проектный метод
Совместную деятельность взрослого и ребенка мы строим таким образом, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе. С этой целью мы старались применять разнообразные формы работы.
- Познавательные занятия
- Экскурсии;
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке;
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Проведение музыкальных развлечений
- Оформление выставки детских работ;
- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых
- Экспериментирование.
- Кружковая работа.
На прогулке дети наблюдают за сезонными изменениями в природе (погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
10 слайд
В течение года проводятся познавательные занятия, на которых ребята узнают о диких и домашних животных, какие бывают овощи и фрукты и где они растут.
Кроме этого проводим дидактические игры и игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Загадки о животных, растениях», «Когда это бывает», лото «Домашние животные»; подвижные игры «Наседка и цыплята», «Бегите к сосне, елке», «У медведя во бору», «Лохматый пес».
Систематически читаем художественную литературу: потешки «Водичка - водичка», «Зайка серый умывается», «Огуречик - огуречик», «Солнышко-ведрышко», «Сказка о глупом мышонке», С. Я. Маршак; «Падают, падают листья» Н. Ивенсен; «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и др.
А также проводим беседы «Что бывает осенью», «Зимушка - зима», «Домашние и дикие животные»; «Для чего нужна вода»; «Зачем кормить птиц зимой». Рассматриваем иллюстрации и сюжетные картины: «Деревья», «Времена года»; «Коза с козлятами», «Кошка с котятами», «Птичий двор» из серии «Домашние животные», из серии «Дикие животные» - «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Волк.
Занимаемся с детьми художественным творчеством: аппликация - «Осеннее дерево», «Ежик»,
Рисование – «Козленочек», «Тучка и дождик», «Солнышко», «Травка»
Лепка - «Сороконожка», «Овощи и фрукты».
Труд в природе совместно со взрослыми – это уборка участка от веточек, осенью собираем букеты из листьев, семена, шишки; уборка клумб.
В группе оформлен «Уголок природы», где дети знакомятся с комнатными растениями; здесь находятся иллюстрации животных и растений, природный материал : шишки, каштаны, фасоль; коллекции трав, листьев деревьев; иллюстрации; игры; муляжи овощей и фруктов.
И во второй группе раннего возраста и в младшей мы работали над проектом «Огород на подоконнике», вместе с ребятами мы посадили лук, чеснок, а в этом году добавилась фасоль. Дети наблюдали за ростом растений и результатом – выращенный лук дети кушают во время обеда.
Еще одной формой работы является акция. В нашей группе проводилась природоохранная акция «Помогите птицам». Нами была изготовлена дидактическая веточка, на которой были расположены различные птицы, а весной веточка ожила, и на ней появились почки и цветы, дети с удовольствием наблюдали за происходящим. В акции приняли участие и родители, которые помогли в изготовлении скворечника и кормушек для птиц. А затем во время прогулки скворечник установили на нашем участке.
По данному направлению в течение года ведется работа с родителями – выставки рисунков, изготовление поделок из природного материала; беседы и рекомендации по наблюдению объектов живой и неживой природы вместе с детьми, призываем родителей обращать внимание на красоту окружающей природы; приучать детей не рвать цветы и листья без необходимости, не причинять вред насекомым.
Таким образом, в процессе работы мы заметили, что дети стали более эмоционально отзывчивы, бережнее стали относится к насекомым и растениям, видеть красоту окружающей природы.
Мир природы удивителен и прекрасен. Но человек наносит огромный урон живой природе. Мы живем в 21 веке и от нас зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
Е. Евтушенко