Тимошенко Наталья
Сообщение из опыта работы по экологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«У нас только одна планета. И если мы будем хорошо к ней относиться, то она будет хорошо относиться к нам. А если нет, то, что ж, посмотрите вокруг и вы увидите, что происходит.»
Особое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю экологическому воспитанию. Считаю, что именно в этот период идет формирование экологической культуры - осознано - правильное отношение к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Публикация «Сообщение из опыта работы по экологии в ДОУ» размещена в разделах
Прежде всего, нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.
И, только живое переживание, полученное в детстве, связанное с представлениями о ценности жизни, может изменить отношение к нашей природе. И только знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её)
деятельность детей по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы посильной для них.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её -дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Вставка что есть в группе.
Для успешной реализации программы использую на практике разнообразные формы работы. Особую роль отвожу организованной образовательной деятельности. Ставлю перед детьми проблемные ситуации, например: может ли жить корова в лесу, и почему; почему растения живые; как сберечь чистую воду? Для совместной деятельности с детьми выбираю интересные темы: «Живая – неживая природа», «Живая душа природы – растения», «Лесные происшествия зимой», «Кто радуется весне?» Очень любят дети отгадывать и придумывать загадки о животных.
В своей деятельности использую дидактические и словесные игры. Дидактические игры такие как: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где, чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева лист», «Кто лишний?», «Загадай, мы отгадаем», «Отгадай, что за растение», «Собери картинку животного или птицы».
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?»
Считаю, что в ходе этой деятельности у детей развивается внимание, логическое мышление, интерес, доброжелательность, умение выслушать собеседника, и трудолюбие. У ребят формируются элементы экологического сознания, практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе.
Большую роль экологического воспитания имеет слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающая детям понять причинно–следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения. Именно беседа позволяет выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
При организации игр - путешествий очень важно заинтересовать и увлечь детей. В таких играх полученные знания становятся прочными, запоминаются надолго. Использую наглядный материал (картины, иллюстрации, мультимедиа презентации, видеофильмы, экологические сказки). Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат.
Экскурсии в природу – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Полезными и интересными для детей бывают выходы на природу и в ближайшее окружение. Например, поход в парк, где растет много разных пород деревьев. Посещая музей в заповеднике, ребята узнают много интересного о животных и птицах нашего края. От таких экскурсий у ребят остается много впечатлений. (Тебердинский музей, заповедник)
Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно – от простого к сложному.
Большое место отведено опытам, так как опыт способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность и учит детей рассуждать и делать простейшие умозаключения.
Опыты с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготавливали мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.
Большое внимание уделяю экологическим сказкам. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми.
Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Стремлюсь, чтобы дети понимали, что любовь к живому - это не стремление скорее взять себе, а любоваться красотой окружающего, ощущать запахи природы, умение слушать ее мелодию и помочь всему живому.
Потому целью моей работы по экологическому воспитанию является формирование экологической культуры, через познание природы родного края.
Природа нашего края очень причудлива и разнообразна. Удивителен растительный и животный мир. На территории нашего края находятся много редких видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу, а экологические понятия легче сформировать на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
Нужно отметить, что одной из составных частей дошкольного учреждения по экологическому воспитанию является работа с родителями. С ними провожу:
анкетирование
беседы за круглым столом
родительские собрания не традиционной формы
консультации
календарь интересных дат
досуги, праздники
домашнее задание (выставки, конкурсы)
выпуск газет, плакатов, экологических альбомов
общесадовский проект по экологии на тему «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»
Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Для выявления степени освоения ребенком эколого-образовательной программы мы создали диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности экологических знаний, характер взаимодействия с природой, наличие умений и навыков правильного поведения в природе.
Получить нужную информацию можно при наблюдении за детьми, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например: бесед, игровых заданий, тестов.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. В работе с дошкольниками использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, продуктивной деятельности, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
К написанному хочется добавить строки из стихотворения взятого из книги "Листок на ладони" под ред. Маневцовой Л. М.
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Зачем это сделал, сказать не могу.
В стакане цветок постоял и завял.
Но сколько бы он на лугу простоял?