Анджела Рахматулина
Дидактическая познавательно-развивающая игра «Природа и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Предпосылки: обогащение предметно- развивающей среды и пополнение уголка поисково – познавательной деятельности.
Вид: учебно – методического пособия: дидактическая познавательно-развивающая игра.
Предназначено: для детей 5-7 лет.
Цель: формировать интерес ребенка к окружающему миру, любви к родной природе, защищать и беречь ее, развивать эмоционально - положительное содержательное общение, способствовать формированию социально- личностного и познавательно- речевого развития ребенка.
Исходя из целей были сформулированы следующие задачи:
Публикация «Дидактическая познавательно-развивающая игра „Природа и человек“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формирование ценностных ориентаций, представлений об окружающей природе, о культуре поведения в природе;
- уточнять и обогащать знания о природных явлениях и объектах, расширение кругозора, знаний об окружающих мире, развитие воображения, фантазии, развитие речевой деятельности;
- учить устанавливать взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, внимание, речь детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости к окружающей природе, передавать эмоциональное состояние, настроение;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающей природе, побуждение детей к активному проявлению доброты, заботы, любви и защиты;
Актуальность:
Тема «Природа и человек» никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с раннего детства, только тогда он сможет стать ее защитником.
Дидактические игры – универсальное средство формирования интереса к окружающему миру. Они неизменно вызывают интерес, развивают внимание, воображение, память.
Игровой материал поможет вызвать у детей живой интерес к природе, сформировать потребность в бережном отношении к ней, побудить к системным наблюдениям.
Играя, дети усваивают необходимые знания и впечатления, при этом возникает желание узнать больше, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения, находить взаимосвязи в природе.
Дидактический игровой материал о природе формирует в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение, стараются помочь природе и защитить ее.
Логические задачи, которые сформулированы в дидактических играх, учат дошкольников устанавливать взаимосвязи в природе, они развивают логическое мышление, внимание, расширяют кругозор ребенка, его знания об окружающем мире. Важно, чтобы дети выделяли и причину и следствие, не путали их последовательность, что дает возможность осознания взаимозависимостей природных явлений.
Дидактические игры развивают творческий потенциал, воображение, фантазию, помогают трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе, направляют внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни.
Ценность дидактической познавательно- развивающей игры – состоит в том, что материал о природе, о природных явлениях и объектах, раскрывается в доступной и увлекательной форме и направлен на развитие познавательной, поисковой, исследовательской, эмоционально-личностной сферы.
Познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения, взаимозависимости.
Предварительная работа:
Изготовление дидактической познавательно- развивающей игры. Для этого нам понадобились различные картинки о природе и природных объектах и явлениях из журналов, книг, открыток и т. д.
Играть можно в течение всего дня, во всех видах деятельности.
Виды деятельности: игровая, коррекционная, развлекательная, учебная, коммуникативная.
Составляющие элементы:
- внесение игры на НОД, в самостоятельную деятельность детей;
- по используемому материалу; по вариантам;
- создание игровой мотивации;
Возможные формы работы: игры, игровые ситуации, задания,
совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная
деятельность детей.
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- можно переносить;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;
-использование игры в различных видах игр, методах и формах при
работе с детьми;
Описание дидактической познавательно- развивающей игры
«Природа и человек» :
Игра имеет несколько вариантов.
Вариант № 1- «Весной, летом, осенью, зимой»- представлена в виде
четырех больших картинки с изображением времен года- зимы, весны,
лета, осени и маленьких карточек, на которых нарисованы сезонные
изменения в неживой и живой природе- закреплять знания детей, учить
делать выводы.
Вариант № 2 – «Волшебные снежинки» - представлена игра в виде
картинок с изображением времен года и маленьких карточек с
нарисованными природными явлениями и объектами, обозначающими
различные состояния воды: река, снежинка, лед, туча, снегопад, дождь,
пар, лужа и т. д. - устанавливать причинно- следственные связи.
Вариант № 3 – «Запутанные картинки»- карточки с изображением
природных объектов и явлений, которые составляют приметы и признаки.
Все они перепутаны и изображены вразброс. - находить и закреплять
приметы и признаки природы, развивать логическое мышление, связную
речь.
Вариант № 4 – «Народные признаки и приметы»- игра представлена в виде карточек и картинок с изображением живых объектов природы и явлений природы, а также с изображением фрагментов природных признаков и примет времен года – закреплять знания о природных явлениях и объектах, о сезонных изменениях, расширять кругозор.
Приложение.
Дидактическая игра «Природа и человек»
Вариант № 1 «Весной, летом, осенью, зимой».
Цель: уточнять знания детей о временах года, о сезонных изменениях,
происходящих в природе в разные временные отрезки, учить
классифицировать по этому признаку, развивать память, внимание,
сообразительность.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям четыре предметных картинки, на которых
изображены времена года и дает детям задание – подобрать к ним
карточки с нарисованными сезонными изменениями.
Всем играющим воспитатель раздает по четыре квадрата разного цвета,
каждый цвет обозначает определенное время года, например – желтый-
осень, белый или голубой – зима, зеленый – весна, красный – лето.
Воспитатель показывает детям картинку с временем года, а дети
должны подобрать карточку с сезонным явлением – например-
воспитатель показывает картинку осени, дети выбирают карточки с
изображением листопада, отлета птиц, дождя, сбор грибов и т. д и кладут
их на желтый квадрат. За быстрый и правильный ответ ребенок получает
фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Можно провести с детьми и другие задания в этой игре:
- устроить выставку картин «Зима – лето», «Весна- осень»- отобрать
картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки;
- не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время
года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).
Дидактическая игра «Природа и человек».
Вариант № 2 «Волшебные снежинки».
Цель: закрепить знания о временах года, о природных явлениях,
формировать у детей представления о различных состояниях воды в
разные времена года, развивать внимание, быстроту мышления,
сообразительность, память.
Ход игры.
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На
карточках изображены различные состояния воды: водопад, лед, пар,
туча, дождь, снегопад, река, лужа, роса, снежинка, капля и т. д. Во время движения по кругу дети произносят следующие слова:
Вот и лето наступило,
Солнце ярче засветило,
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются
нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Игра
продолжается дальше:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять-
Где снежинку нам искать?
Вновь дети останавливаются, выбирают нужные картинки и объясняют
свой выбор.
Усложнение игры: лежат четыре обруча, в них картинки с
изображением времен года. Дети должны разнести свои карточки по
обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать
нескольким временам года.
Также эту игру можно использовать как игру – лото, разложив, свои
карточки в соответствии с заданием.
Дидактическая игра «Природа и человек»
Вариант № 3 «Запутанные картинки».
Цель: развивать знания детей о природных объектах и явлениях, учить
составлять сезонные приметы и признаки, совпадающие с рисунками,
учить устанавливать причинно – следственные связи, расширять
кругозор детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям карточки с изображением природных
объектов и явлений, обозначающих фрагмент какой приметы или
признака. Они все перепутаны и не соответствуют смыслу приметы.
Воспитатель называет детям правильную примету – дети находят
среди картинок – фрагментов, подходящий по смыслу, так чтобы
примета совпала. В конце игры дети должны рассказать почему они
выбрали именно эту картинку, какая примета получилась и правильная
ли она. Например: примета- птицы сидят на земле- тепло будет. Выигрывает тот ребенок, который первым и правильно составит примету и сможет объяснить и доказать свой ответ.
Дидактическая игра «Природа и человек».
Вариант № 4 – «Народные приметы».
Цель: учить детей составлять приметы и признаки сезонов, определять самостоятельно приметы времен года, обогащать кругозор детей, учить делать выводы, закреплять знания о сезонных изменениях в природе, развивать связную речь.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением природных объектов и явлений и предлагает детям вспомнить знакомую примету, или придумать свою, глядя на картинку, чтобы соответствовала изображению. Например: на картинке – изображен месяц со звездами- можно составить следующую примету- ясный круторогий месяц – к морозу, звезды мигают – к холоду.
Или воспитатель предлагает парные картинки с изображенными приметами и просит рассмотреть их и рассказать, что увидели, как они думают, какая примета может получится. Например: на парных карточках изображены ворона- от нее стрелочка к другой карточке- тающие сосульки- можно составить примету – если вороны сидят на земле – к оттепели. Можно предложить детям картинки по определенной теме. Дети смотрят на предложенные картинки и угадывают – какая примета подходит и соответствует больше всего. Например: примета – апрель с водой – май с травой. В конце игры дети рассказывают, почему сделали такой выбор и почему составили именно эту примету. Побеждает тот, ребенок, кто быстрее и правильно составит примету.
Играя в дидактическую познавательно- развивающую игру
«Природа и человек» - у детей формируются представления о том, что
природа бывает живая и неживая, способствуют развитию логического
мышления и нравственного – эстетического отношения к природе.
Познавательный материал игры помогает использовать знания о
нравственных нормах и правилах отношения человека к природе,
создавать условия для применения детьми природоведческих знаний, для
проявления гуманных чувств к природе, развивать у детей интерес к
предметам и явлениям природы.