Виктория Сикоева
Осетинский фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 106
Туаллаговой Виктории Камалевны
Осетинский народный фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, о малой Родине - Осетии но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его.
Публикация «Осетинский фольклор как средство музыкально-эстетического воспитания дошкольников, Из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
По мере взрослении четче вырисовывается связь присущая народам,, которые незримо связывают ребенка со своим народом, и в своей работе я использую игры песни, танцы,куклы осетинского народа для укрепления и воспитания чувств к родному краю, к малой Родине - Осетии. Весь объем осетинского творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи.
Большинство малышей к моменту прихода в наш детский сад уже имеет небольшой запас впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором : слышали колыбельную песню матери, «Аллолай» .
В Осетии нет такой мамы которая хоть раз в жизни бы не спела эту колыбельную.
Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, мелодии.
Осетинскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Я предлагаю слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудионосители и инструменты.
Не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования. Пример разучивания над осетинкой песни «Гино»
(Киска).Принести на занятие игрушку,котенка.
Спрашиваю детей: «Как кричит киска?» Дети отвечают дружным «Мяуу!». На следующем занятии, когда опять приходит киска, предлагаю послушать песенку про нее. Песню «гино» поет музыкальный руководитель или воспитатель.
На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть гино-котенком? У меня есть масочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «гино». (Дети начинают подпевать.)
На следующее занятие и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про Гино?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении профессионала.
Такие варианты работы над одной песней помогают мне закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей.
Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к осетинским народным мелодиям
Например, «Зилга, Инал, Сой».
Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Очень им нравится изучать шуточный хороводный осетинский обрядовый танец «Сой».Начинаю работу опять же с рассказа о истории возникновения этого хоровода.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар. Осетинские мелодии более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для осетинской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.
Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей.
Хотелось бы поделиться опытом работы по инсценированию осетинской песни «Кубады» в подготовительной группе.
. Когда детям было предложено инсценирование песни «КУБАДЫ» детям была рассказана история написания песни народом.
у детей музыкально-двигательных навыков разучиваю с ними элементы осетинского танца. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания.
Обучая народным элементам из танцев, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи сдержанность и скромность Работая над характерной осанкой для осетинского танца учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко
Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений осетинского танца. Программа по музыкально-ритмическим движениям для старшего дошкольного возраста предлагает следующие элементы народной танцев : простой шаг, шаг на всей ступне, шаг сна полупальцах с выставлением носочков вперед на месте,, приставной боковой шаг,
Но я в своей работе широко использую и другие элементы осетинского танца, доступные детям старшего дошкольного возраста : ,ласточка, ножницы ««ковырялочка», выпады.
Первое знакомство детей с элементами осетинских танцев хороводов происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью. Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы видели, как играют на гармошке? а слышали ли вы доули? (Следует утвердительный ответ детей.) Да, дети осетинская гармошка — удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами рвутся в пляс. Вот посмотрите!
Под осетинскую народную мелодию «Ширга начинаем учить шаг с задержкой ноги на счет три. Исходное т. е. пятки соединены вместе, 'носки слегка развернуты. На «раз» дети подтягиваются на носочках и шагают на два приставляют ногу на три задерживают шаг.
Спрашиваю у детей: «Вы обратили внимание на движение ног?
Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.
Воспитатель, используя, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, ковырялочка, растяжка. Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навык.
На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу воспитателя, так и по показу детей.
Разучивая элементы пляски, использую различные осетинские мелодии.
Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным, начинаю работу над плясками.
Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры. Три-четыре фигуры, связанные между собой сюжетно, и составляют пляску.
В своей работе я использую все формы осетинского народного танца : круговые, парные и сольные, хороводные.
Большое внимание уделяю такой форме, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность
Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений.
Учитывая, что перепляс — это импровизация, которая не требует особой подготовки, мы предлагаем детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию детей перепляс исполняется солистами или небольшими группами ребят. Особый интерес к переплясу у нас проявляют мальчики.
Работая с детьми над плавным парным танцем я в мы в первую очередь обращаю внимание на происхождение и значение танца «Хонга» в жизни осетинского народа. Большую помощь в понимании смысла танца оказывают и видеозаписи с концертов национальных ансамблей и оркестра народных инстементов под руководтсвом Б. Газданова
Очень нравится детям, веселый, задорный, чуть озорной танец с деревянными трещотками Уже само присутствие в танце деревянной трещотки — этой чисто национальной принадлежности осетинского быта — вызывает у детей большую радость.
С радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для исполнения танцев. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным.
Используя народные костюмы для пляски, мы приобщаем детей к народному искусству, воспитывая в них национальную гордость.
Это, с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения осетин кого народного танца, с другой — порождает у детей желание подражать.
Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства — музыкальный центр, аудиосистема, экран. И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки.
С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Используя технические средства для приобщения детей к осетинскому народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному краю.
Мы хотим видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми
Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего богатого духовным и музыкальным творчеством народа Республики Северная-Осетия Алания.